Сразу договариваемся о выезде с сотрудниками ГИБДД на пешеходные переходы, чтобы уже на месте посмотреть на их работу. Решив начать разговор, спрашиваю об акции “Дети на дороге”, которая сейчас проходит в Химках. Тучин поправляет меня, говоря, что слова “акция” тут неуместно.
— Это полномерная ежедневная кропотливая работа, — подчеркивает Александр Васильевич.
Каждый день сотрудники ГИБДД в утренние и вечерние часы пик усиливают контроль над пешеходными переходами: помогают людям, особенно детям, переходить дорогу сквозь поток машин. Ко всем школам в городском округе прикреплен сотрудник безопасности дорожного движения, который ежемесячно проводит образовательные беседы, разъясняет Правила дорожного движения.
Со взрослыми пешеходами ситуация на дороге обстоит куда хуже, чем с детьми. Им, к сожалению, никто Правила дорожного движения в школе не рассказывал. Сейчас, с увеличением штрафов, происшествий с пешеходами и автомобилистами стало меньше, но они не исчезли. И повинны в них не всегда водители. Пешеход до сих пор остается самым проблемным участником дорожно-транспортных отношений. Это происходит из-за того, что водители сталкиваются с ПДД каждый день за рулем. Они должны знать их, чтобы получить водительское удостоверение. У пешеходов же никто не проверяет их осведомленность в этом вопросе, они мало контактируют с ГИБДД. Так сложилось в нашей стране, что пешеходы чувствуют себя правыми в любых ситуациях. Даже если они перебегали дорогу в неположенном месте или на красный свет, все равно виноватым окажется водитель. К сожалению, люди обычно становятся осторожнее только после того, как с ними или с их близкими что-нибудь произойдет.
Чтобы увидеть, кто же теперь на “зебре” хозяин, отправляемся с сотрудниками безопасности дорожного движения на пешеходный переход. Пока едем, обращаем внимание, что автомобилисты добросовестно пропускают пешеходов на всех переходах. Все-таки полторы тысячи штрафа за такое нарушение — сумма приличная. А может, присутствие в потоке машины ДПС делает их дисциплинированнее?
Наконец мы на месте “контрольной закупки”. Поток автомобилей здесь достаточно большой. Мы с фотографом стоим около машины в ожидании хоть каких-нибудь действий. И вот к краю дороги подходит долгожданный пешеход — пожилая женщина с сумкой в руках. Она опасается выходить на оживленную улицу и ждет, пока автомобилей станет меньше. Но при помощи работника ГИБДД, остановившего автомобили, ей удается быстро перейти дорогу. Она с улыбкой смотрит на мужчину в форме и кивает ему головой в знак благодарности.
Стоит заметить в качестве совета: пока пешеход не поставил ногу на первую полоску “зебры”, он не считается участником дорожного движения. Так что первый шаг можно делать смело, а уже дальше смотреть на действия водителя — он непременно должен вас пропустить!
Мне как пешеходу интересно: как можно привлечь водителя к ответственности, если он не пропустил меня? По словам наших сопровождающих, выясняется, что сделать это очень сложно. Если рядом не оказалось сотрудника милиции, мне надо будет найти свидетелей или заснять момент перехода на видеокамеру. Шансов, что рядом окажется толпа людей или режиссер с камерой, — почти никаких. Но все же каждый день в милицию поступает 4—5 заявлений об инцидентах на пешеходных переходах. Мало кто из заявивших сможет доказать вину автомобилиста. Доказать же вину пешехода еще сложнее.
Поэтому необходимо, чтобы у людей сформировалось особое самосознание, при котором будут достигнуты взаимопонимание и уважение на дорогах.