Ну да ладно, продавец на автомобильном рынке — игрок не самый крупный и не самый денежный. Другое дело — производитель. Отечественным маркам в отсутствие сильных конкурентов, казалось бы, и карты в руки, но полноценных российских премьер на выставке, увы, не было вообще.
Обезглавленный “АвтоВАЗ” привез рестайлинговую Lada 4х4 (более известную как классическая “Нива”), получившую новую коробку, модернизированную подвеску и — наконец-то — нормальные зеркала и “samarскую” панель приборов. Модель уже побывала в руках журналистов и теоретически даже поступила в продажу, так что “первой звездой” стенда тольяттинцы назначили не ее, а Lada Priora Sport, ставшей по совместительству самой быстрой, но вряд ли самой антикризисной машиной в линейке.
Впрочем, о реальных антикризисных предложениях наших автопромышленников говорить вообще не приходится. Ну нельзя же всерьез считать таковым громкое заявление об объединении двух автогигантов с карликовым потенциалом. На пресс-конференции, посвященной открытию выставки, создание альянса, кстати сказать, было подтверждено. Однако от официальных заявлений официальные лица уклонились, подчеркнув, что в ближайшее время никаких кардинальных изменений в деятельности “АвтоВАЗа” и КамАЗа не случится. Тогда к чему вообще весь этот сыр-бор?
А тут надо вспомнить, что впервые к идее объединения “АвтоВАЗа” и КамАЗа уже бывший глава тольяттинского завода подступался еще в 2005 году. Денег на тот момент в стране имелось с избытком. Нильс Бор говорил: “Достаточно ли безумна ваша идея, чтобы быть верной?” В нашей действительности эта вполне научная мысль звучит иначе — чем абсурдней затея, тем выше шанс ее финансирования. Но масштаб мероприятия Алешин переоценил и попросил под объединение 5 миллиардов долларов. Не дали. Ни денег, ни возможности объединить два слабых предприятия.
Зато сейчас идея увеличить размер “Титаника” неожиданно сыграла. Причем Борис Алешин подкинул ее уже на выходе с корабля, оставив доигрывать сценарий преемникам. Но если четыре года тому назад объединялись ради денег, то сейчас болезненный вопрос материальной помощи отложили, поскольку начинать с высокохудожественных стонов такое грандиозное дело не совсем прилично.
Объединившись в общую кучу КамАЗ и “АвтоВАЗ” обязательно поставят вопрос оказания финансовой помощи.
Но вернемся на столичное мотор-шоу. ГАЗ и вовсе сделал ставку на достигшую возраста половой зрелости “Газель” — пятнадцать лет все-таки. Правда, переведенную на электрическую тягу. Рыночные перспективы новинки более чем сомнительны. Зато можно пустить пыль в глаза правительственным чиновникам, прося денег на развитие новых технологий, да и создать информационный повод.
Электрочуду, собственно, и придется отдуваться за остальных (тем более что нижегородцы не привезли на выставку даже вялотекущий Siber, который, впрочем, не видел только ленивый). Хотя это все же лучше, чем ничего.
То самое “ничего”, что приехало в Москву из Ульяновска и Таганрога. Ни УАЗ, ни ТагАЗ не представлены. Однако если в первом случае это хоть как-то объяснимо — за прошедший год ульяновцы ничего нового не выпустили, то во втором — очень странно, так как на местном заводе только стартовало производство седана С100 Vega, обладающего ко всему вполне конкурентоспособным ценником.
Одним словом, выставка создает ощущение, что дела у таганрогцев, как и у наших грандов, идут настолько хорошо, что они запросто пропускают самое значимое автомобильное событие в стране, способное привлечь тысячи покупателей. Но не об их ли отсутствии они плакали несколько месяцев назад, моля о господдержке, которая, кстати, берется из того же самого клиентского кармана…
Проведя рестайлинг “Нивы”, вставшей на конвейер аж в 1977 году, производитель, “поработав” с зеркалами, подфарниками, коробкой и подвеской, позиционирует ее сегодня чуть ли не как светлое будущее российского автопрома…