Эксперты уверены: нехватка машиномест — одна из главных причин пробок в городе. Положение осложняется тем, что любой маломальский офис считает делом чести отгородить кусочек улицы для парковки сотрудников. Еще год-другой — и протиснуться между многочисленными рядами стоящих авто будет невозможно. Но самое главное — все чаще звучат разговоры о возвращении официальных платных парковок как единственном способе решения проблемы. Насколько они обоснованы — попытался разобраться “МК”.
Все давно уже придумано
Прошлой осенью чиновники заявили, что трудятся над концепцией развития парковочного пространства в Москве. И пообещали разработать ее к весне 2010 года. Специалисты и горожане тогда возмутились: город задыхается от пробок, а власти тянут резину.
Некоторые эксперты попросту возмущались: зачем придумывать что-то новое, глобальное и наверняка трудновыполнимое, если все уже давно придумано. Например, Комплексная схема организации движения (КСОД) в пределах Садового кольца была создана специалистами НИиПИ Генплана еще пять лет назад. Закончить ее должны были в 2006 году. Но еще до кризиса — и три года назад, и два, и год — чиновники только разводили руками: нет денег.
Как рассказал “МК” главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Игорь Бахирев, программа состоит из трех частей. Первая: перевод 130 переулков на одностороннее движение. Вторая: создание организованных парковок по всему центру. И третья: грамотное информационное обеспечение.
— Если мы полностью выполним эту программу, организуем парковки и повесим недостающие указатели, пробки в центре уменьшатся, — уверен Бахирев. — Это довольно дешевое и эффективное решение проблемы.
Финансовых затрат на выполнение КСОД действительно нужно минимум. Цена вопроса сопоставима со строительством одного километра магистрали на окраине столицы. Постепенно этот опыт можно было бы распространить на всю Москву: ввести такую же организацию движения в пределах Третьего кольца (кстати, в НИиПИ Генплана Москвы уже сделали такой проект), затем — между Третьим и будущим Четвертым кольцами и т.д. Но...
— Наши власти любят масштабные проекты — чтоб у всего мира дух захватывало, — считает инженер одного из проектных институтов Иван Чернов. — И порой забывают о вспомогательных мероприятиях. Но даже самая грандиозная развязка не будет работать в полную силу, если не разгрузить соседние дороги.
Ситуация дошла до абсурда. Некоторые автомобилисты со смешанными чувствами вспоминают времена, когда на московских улицах стояли парковщики в жилетах. Да, они драли за стоянку три шкуры, но по крайней мере всегда ухитрялись найти место для авто.
Демократия с парковками обернулась для города и горожан еще большими неприятностями, нежели от парковщиков. Теперь недисциплинированные водители ставят машины где угодно. В два, в три ряда. Ладно, они не уважают своих коллег по движению на дороге, но ведь не боятся ни штрафов, ни эвакуации.
Сцена, подсмотренная нами лично. Земляной Вал. Окрестности Курского вокзала. Эвакуатор увозит иномарку. На освободившееся место подъезжает другая легковушка и паркуется.
А что творится во дворах по вечерам! Машины стоят на газонах, тротуарах, помойках, детских площадках. Даже не хочется думать, что это происходит в одном из крупнейших мегаполисов мира, столице великой державы.
Москвичи привязаны к позорным столбикам
Что общего между столбиками, ленточками и конусами? Подсказываем: к геометрии эти предметы имеют отдаленное отношение. Зато самое прямое — к дорожному движению. Догадались? Это — орудия труда нелегальных парковщиков. Встретить их (и орудия, и парковщиков) можно в любом месте столицы.
— В начале этого года каждый офис, каждое кафе и каждый развлекательный клуб считали своим долгом выгородить участок земли под парковку автомобилей, — говорит начальник управления безопасности ЖКХиБ префектуры Центрального округа Александр Щебланин. — Мэр дал поручение разобраться. Мы создали десять оперативных групп в районах и одну в префектуре, с участием представителей ГИБДД, административно-технической инспекции, Департаментов ЖКХ, земельных ресурсов.
Сначала вывозили столбики грузовиками. Они стояли на каждой улице, в каждом переулке. Обращались к руководителям организаций, накладывали штрафы. Сейчас незаконные парковки принимают уже не такой масштабный оборот. Раньше инспектора каждый день обнаруживали по 30—40 незаконных парковок, теперь — 3—4. У театров мошенников уже почти не встретишь. Нет, случается, конечно, что во время крупных мероприятий сначала зачищают территорию, а потом выгораживают VIP-стоянки, но это делается для безопасности высоких персон.
— Нет, незаконные стоянки из города не исчезли, — не согласен с чиновником руководитель Ассоциации платных парковок Москвы Александр Полетаев (после того как парковщикам запретили брать деньги с водителей, эта организация пристально следит за ситуацией). — Особенно много мошенников у развлекательных заведений, на вокзалах. Попробуйте проехаться вечером — убедитесь сами.
Мы проехались. И убедились.
Стоп-бизнес
Первое, что мы увидели возле торгового центра на площади Киевского вокзала, — заботливо огороженное лентой пространство перед входом. Поставить свое авто на стоянку за лентой нам не разрешили. Видимо, для больших гостей местечко берегут, потому что за огороженным пространством нет ни провалов в асфальте, ни трупов, ни даже места преступления.
Или вот на Пушкинской площади — стоянка напротив памятника. Тоже огорожена лентой. Посторонний человек уже вряд ли сунется. Это вообще хорошее ноу-хау. Ленточка — не столбик с названием фирмы. Кто ее повесил, зачем? Никто из автовладельцев лишний раз разбираться не станет, поставит машину где-нибудь еще.
Малая Дмитровка, здание “Ленкома”, здесь же располагается какой-то ресторан. И столбики с названием заведения каждый вечер появляются у обочины. Резон в этом есть. Клиент “пошел” — и столбики тут как тут. Днем отстаивать место под солнцем у ресторанов смысла нет — потому что потенциальные клиенты на работе.
Садовое кольцо. У подъезда к ресторану дежурит охранник в форме. Неподалеку от него на асфальте стоит пластиковый конус, которыми обычно пользуются дорожные рабочие. Подъезжает клиент, конус убирается — и вот вам место. А конус ждет рядом следующего посетителя. Тоже оригинально, дешево и сердито.
Такую картину можно наблюдать по всему городу. На Пресне мы увидели ограждение вообще посреди тротуара. Пройти пешеходу здесь уже нереально — остается с риском для жизни обходить по проезжей части. Оказалось, это ушлые администраторы некоей фирмы освободили жизненное пространство таким простеньким способом.
Вокруг рынков — то же самое, только вместо ленточек торговцы ставят металлические барьеры. В Лужниках у нас перед носом таким образом увели свободное место: “Паркуйтесь дальше, здесь стоянка для таксистов”. Ни через полчаса, ни через час, как впоследствии рассказал наш водитель, не появилось никаких таксистов (кроме частников с коробками на “восьмерках”). Спорить с бородатыми накачанными мужичками мы не стали, хотя закон был явно не на их стороне.
Уличные парковки не могут быть переданы в собственность частным организациям, расположенным около них. Обочины дорог являются землей общего пользования. Даже установить официальный знак “Парковка разрешена только для...” могут лишь консульства и ведомства городской администрации, но никак не частные лавочки. И тем более не гастарбайтеры. Мало того. Даже если знак “Только для своих” установлен, он имеет рекомендательную силу. Если же место для стоянки огорожено, это грубейшее нарушение прав автолюбителей.
Лжепарковщики и их жертвы
У вокзалов, театров, людных станций метро к водителям до сих пор подходят мошенники. И заявляют: за отстой нужно платить. Цены — те же, что были до отмены платных парковок на улицах: 100—200 рублей в час. Это не просто незаконно, а попахивает криминалом. (Если столкнулись с таким персонажем, звоните по телефону 694-83-95 или, если уже поздно, по номеру 02.)
Ну а совсем наглые “левые” парковщики, требующие оч-чень больших денег, все еще орудуют на Комсомольской площади, перед Киевским и Курским вокзалами, а также у ВДНХ. Максимальное наказание, которое грозит лжепарковщику, — штраф 1500 рублей по статье “незаконное предпринимательство”. Эти деньги можно “отбить” за несколько часов. Еще летом “МК” писал о том, что эти находчивые молодцы продолжают обирать наивных автовладельцев. Даже чек дают. На какое-то время (видно, пока шли постоянные рейды) жулики исчезли. И вот опять появились.
— Возвращение мошенников во многом спровоцировало закрытие Черкизовского рынка, — говорит оперативный сотрудник столичного УБЭП. — Помыкавшись месяц-другой в поисках работы, бывшие торговцы решили переквалифицироваться. Но кто возьмет на службу гастарбайтера, умеющего разве что тюки таскать? Вот и подались работяги на сомнительные заработки.
Как рассказали нам милиционеры, на днях возле Ярославского вокзала водитель машины Владимир, провожающий друга, спросил человека восточной наружности, можно ли припарковаться возле единственной на всю площадь легальной стоянки. Тот сказал, что можно, но за 200 руб. На вопрос: “Разве это платная парковка?” — гастарбайтер дал уверенный утвердительный ответ. Владимир засомневался, но выложил требуемую сумму: “Лучше заплачу, иначе могут поцарапать автомобиль или колесо проколоть”. Лжепарковщик даже выдал чек (!). В час ночи, проводив друга, водитель вернулся, но автомобиля на месте не было. Таксисты поведали, что его увез эвакуатор. И предложили подвезти бедолагу-водителя до центральной ГИБДД и до штрафстоянки. Конечно, небескорыстно.
— Теперь лжепарковщики “работают” только после 16.00, — рассказали нам убэповцы. — Да и только в том случае, когда не видят поблизости работников ГАИ.
Кстати, совершенно зря они их боятся. В Управлении ГИБДД Москвы нам пояснили, что с нелегальными парковщиками должны бороться не гаишники, а сотрудники Управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД Москвы. Хорошо ли у них это получается, не знаем. Но тесным общением с простым народом они не отличаются — дозвониться по телефону “горячей линии” данного управления мы так и не смогли.
Выход есть: большие штрафы и платные парковки
Каким образом в короткие сроки можно упорядочить парковки в Москве? С таким вопросом “МК” обратился к нашему постоянному эксперту — профессору МАДИ Евгению Лобанову.
— Быстро этого не сделать, потому что потребность в парковках огромная, а места для них нет, — отвечает Евгений Михайлович. — Мировая практика показывает: создавать плоскостные стоянки (прямо на земле) очень расточительно. Они занимают от 18 до 22 квадратных метров. Нужно строить многоярусные гаражи.
— Даже при офисах?
— Конечно. В западных странах вы не увидите припаркованных машин на центральных улицах. Где они стоят? В гаражах. Но в Москве в 10—15 ближайших лет будут в основном плоскостные стоянки. В любом случае это безобразие.
— А как же предложение специалистов НИиПИ Генплана размечать парковки под таким углом, чтобы занимать на дороге как можно меньше места?
— Понимаете, машина движется в среднем 1,5—2 часа в день, остальное время она стоит. И в любом случае одно машиноместо занимает приличную территорию. Ну, может, не 22 кв. м, а 18. Большой разницы нет. Есть разница в пропускной способности. Чем меньше угол парковки, тем меньше трудностей она создает для движения. Хуже всего — автостоянка под прямым углом. В этом случае машина занимает полторы, а фактически 2 полосы движения.
В принципе в некоторых местах допустимо парковать машины вдоль улицы, но тогда их поместится мало. Если же потребность большая — стоянки должны быть разлинованы по “косой”. В наших условиях нужно использовать и тротуары, если ширина позволяет — для пешеходов она должна составлять не меньше 1,5 м.
— На Новом Арбате есть стоянки по 20 рублей в час прямо на тротуаре. Но водители предпочитают парковаться на дороге.
— И чиновникам, и ученым, и водителям надо понимать, что без нового транспортного мышления у нас ничего не получится. Поставил автомобиль на проезжей части — “вырезал” одну полосу, создал условия для возникновения сначала затора, а потом и пробки. Приведу пример. Вы поставили автомобиль на одной из трех полос движения — значит, уменьшили пропускную способность улицы на треть. А если поставили под прямым углом — более чем на половину.
Считайте: пропускная способность на магистралях со светофорным регулированием — до 1000 авто в час на полосу, без регулирования — 2000. Значит, если на проезжей части стоят автомобили, движение уменьшается минимум на 1000 автомобилей в час. Мы сами создаем пробки в городе! 20 лет назад такое поведение водителя не влияло на дорожную ситуацию. Сейчас по-другому. Но мышление осталось прежним. И переделать его быстро нельзя.
Как же быть? Евгений Лобанов считает, что город спасут только жесткие меры. И для начала предлагает запретить стоянку на магистралях. Припарковался — штраф 5 тысяч рублей. Или даже 10 тысяч — чтобы неповадно было.
— Если я поставлю автомобиль на проезжей части, я знаю, что штраф (100—200 рублей) обойдется мне дешевле, чем платная парковка, — продолжает профессор. — И если на местных дорогах движение не такое интенсивное, то на магистральных улицах в принципе недопустима стоянка автомобилей! Второе: нужно решить вопросы финансирования. Одно дело, если деньги будут из городского бюджета, а другое — из специально основанного консорциума с привлечением средств частных инвесторов.
— Чем можно заинтересовать инвестора?
— Тем, что его деньги будут возвращены с прибылью не меньшей, чем в среднем в экономике города, 5—7%. Откуда, вы спросите, брать эти деньги? За счет штрафов.
Следующее, что нужно брать во внимание, — рациональное использование территории города. Нельзя открывать торговый центр, если он не обеспечивает стоянками своих посетителей. В Москве такое решение давно было принято, но не реализуется.
— В любом случае стоянок в Москве меньше, чем машин. Как быть водителю, ведь ему, хочешь не хочешь, приходится нарушать?
— Если места нет, не нужно лезть в третий ряд. Всегда найдется место в одном, двух, трех километрах. Но проблема в том, что мы привыкли ставить автомобиль рядом с местом назначения. У нас ведь как? Не нашел водитель места, выругался, поставил посреди дороги, приготовил 200 рублей — и чувствует себя нормально. А за это нужно отнимать права, чтобы второй раз не захотелось делать такого! За рубежом ведь никто не смеет поставить автомобиль посреди проезжей части.
— Гаишники заявляют: мы не имеем права оштрафовать водителя заочно, если его нет рядом с машиной.
— Чем водители и пользуются. Они же не дураки — подходить к неправильно припаркованной машине, если рядом гаишник. За рубежом есть парковочная полиция — как правило, это женщины. Женщина не возьмет взятку. Она просто выполняет свою работу: записывает номера машины, выписывает квитанцию, кладет под лобовое стекло и передает информацию в центральный компьютер. И попробуйте не оплатить этот штраф. Парковочная полиция работает во всех городах, где есть проблемы. А в Москве как? Мы садимся в троллейбус в третьем ряду…
— Нужны ли Москве платные парковки?
— Безусловно. Если я приехал и не могу поставить автомобиль бесплатно (потому как негде), в качестве альтернативы должна быть не проезжая часть, а платные парковки. Но не прямо на дороге, как раньше, а в стороне от магистралей.
— В европейских странах существует 3 ценовых режима пользования парковкой: ночью дешевле, днем дороже. Можно ли ввести подобное зонирование в Москве?
— Нужно. В первую очередь это касается перехватывающих парковок, которые следует строить на окраинах. Например, с 12 часов ночи до 7 часов утра плата маленькая — чтобы пользовались жители соседних домов. Потом плата меняется в зависимости от часа пик и от времени “простоя” машины.