Весь последний месяц у автомобилистов только и разговоров, что о новом техрегламенте «О безопасности колесных транспортных средств». Поводом для наиболее жарких дискуссий стал пункт техрегламента, по сути, запрещающий ввоз и эксплуатацию «праворуких» машин. Дело в том, что для внутреннего рынка японские автопроизводители выбивают 11-значный VIN, в то время как новый российский стандарт, который вступит в силу в сентябре 2010 года, предусматривает присутствие на отечественных дорогах автомобилей исключительно с 17 цифрами в VIN-номере. То есть таким образом все праворульные «япошки» вмиг окажутся под запретом, ни одну из них невозможно будет поставить на учет в ГИБДД. Но если внимательнее прочитать техрегламент и вникнуть в мудреный язык, коим написан документ (а заодно и в хитросплетения японской нумерологии на автомобилях, предназначенных для местного рынка), то станет понятно, что чисто японские автомобили вовсе не собираются подвергать гонениям. Во всяком случае, по части VIN-номеров.
Тем не менее праворульные автомобили все же рискуют оказаться на «скамейке запасных» из-за своей оптики, «заточенной» под левостороннее движение. До сего дня эту проблему решали просто: меняли оптику на европейскую — и полный вперед! Однако новый технический регламент позволяет вносить изменения в конструкцию машины лишь в том случае, если авто снято с производства. Таким образом, поголовное большинство японских машин на техосмотры больше не «ходоки». Выходит, занимайте очередь к продавцам «лобовичков»?
Пострадают, похоже, от нового регламента не только подержанные «японки», но и новые современные автомобили с системой автоматической парковки (когда автомобиль, управляемый электроникой, сам заезжает на место, а водителю при этом даже нет надобности жать на педали и держаться за руль). Благодаря новому ГОСТу на машины такие «самоходы» не могут быть допущены к эксплуатации в России: «…рулевое колесо с усилителем не должно само поворачиваться при работающем двигателе».
Наносит удар новый регламент и по вполне, казалось бы, безобидным машинам. Возьмем, к примеру, автомобили Citroёn, некоторые модели которых оборудованы цифровыми спидометрами (скорость показывает не привычная стрелка, а цифры на ЖК-дисплее). С точки зрения нового документа — это недопустимо, поскольку «шкала спидометра должна быть проградуирована в километрах в час с равномерными интервалами».
Не одобряет новый техрегламент и автомобили с ручным управлением, на коих ездят инвалиды. Подвох в том, что согласно регламенту тормозная система должна приводиться в действие только ногой (а как мы знаем, на авто для инвалидов тормоз ручной). А если учесть, что техрегламент касается не только машин, но и всей колесной техники, то под запрет попадают и мотоциклы, у которых, как известно, есть не только педаль тормоза, но и рукоятка на руле (она, как правило, отвечает за торможение переднего колеса). Как в этом случае решать проблему: устанавливать две тормозные педали — под правую и левую ноги?
Обещает новый регламент ущемить в правах автомобилистов, установивших на свои машины отбойники (в просторечии их называют «кенгуринами»). В документе установлен прямой запрет на установку и использование таких конструкций. Но каким образом власти собираются осуществлять контроль за соблюдением табу? В документе сказано, что будет запрещаться эксплуатация подобных машин. Значит ли это, что с авто начнут снимать номера или помещать их на штрафстоянку?
Как мы видим, новый технический регламент — еще очень сырой документ, который поставил перед автомобилистами больше вопросов, чем дал ответов. До вступления новых правил в силу осталось одиннадцать месяцев, но будут ли соответствующие структуры вносить в техрегламент изменения — пока неясно. Скорее всего события начнут разворачиваться по излюбленному чиновниками варианту: недоработанный документ вступит в законную силу, даст недобросовестным гаишникам нагреть на нем руки, ну а уж потом, когда народ начнет устраивать митинги и акции протеста, все заинтересованные ведомства признают, что новый техрегламент действительно нуждается в доработке.
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
Каждый символ 17-значного VIN-номера характеризует определенные данные об автомобиле: производитель, год выпуска, страна выпуска. Если по специальной формуле произвести арифметические действия с этими цифрами, то в результате мы получим контрольное число. Если изменить хотя бы одну цифру VIN, то контрольное число не получится, в этом случае можно утверждать, что машина «криминальная». У японских производителей VIN 11-значный, он обозначает просто порядковый номер сошедшей с конвейера машины. В нем нет данных о годе выпуска, марке авто, нет контрольного числа. Именно поэтому краденые японские машины так легко легализовать.