Напомним, по данным, обнародованным самой компанией, на 1 октября ее основной долг составляет 62,1 млрд. рублей. До конца года он, по прогнозам нового президента компании Игоря Комарова, вырастет еще на 13 “с хвостиком” миллиардов. А задолженность перед поставщиками к 1 ноября превысит 9 млрд. Ситуация на самом деле просто аховая. 25 млрд. рублей, одолженные заводу государством через “Ростехнологии”, помогли как мертвому припарки. Но гарантий, что 70 млрд., которые в общем и целом просят у государства автопроизводители, исправят ситуацию, как не было, так и нет.
Государству фактически предъявлен ультиматум — либо тем или иным путем давайте деньги, либо предприятие может обанкротиться, о чем недавно предупреждал замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев. В качестве спасительного инструмента планируется эмитировать долговые обязательства АвтоВАЗа. Если раньше называлась сумма в 60 млрд. рублей, то вчера была озвучена несколько меньшая сумма — 50 млрд. Облигации на эту сумму, по замыслу руководства концерна, должны будут выкупить госбанки России. Вряд ли эта перспектива обрадует руководство Сбербанка и ВЭБа, являющихся основными кредиторами автоконцерна.
Понятно, что решать этот вопрос будут не Герман Греф и не Владимир Дмитриев, а совсем другие люди и в другом месте. Но хотелось бы, чтобы при постановке окончательных точек над “i” руководство страны исходило не только из интересов опять же государственной корпорации “Ростехнологии”, владеющей основным пакетом акций предприятия, но и из соображений того, что банкротство вовсе не предполагает остановку предприятия и разгон стотысячного коллектива завода по лавкам, а в первую очередь обеспечивает защиту от конкурентов и финансовое оздоровление. Да и смена собственника, которая произойдет в результате этого процесса, явно не повредит компании, которой не помогли никакие предыдущие меры.
Единственная настоящая новость, озвученная вчера, касалась судьбы коллектива, который с июля уменьшился на 6 тысяч человек: со 102 тыс. до 96 тыс. Которые, как объяснил президент ОАО Игорь Комаров, вышли на пенсию. Побывавший в начале октября на заводе первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов пообещал тогда, что никаких крупных сокращений не будет. Вчера Игорь Комаров фактически опроверг его заявление, сказав, что компания все же сократит 21,8 тыс. человек. Правда, произойдет это в промежутке до 2012 года.