А сюрприз такой. На 10 млрд. рублей меньше, чем в 2009-м. На столько урезали. Расходы на транспортную систему и дорожное строительство. То есть кризисный испуг прошел. Выбросили в корзину. Обещанную антикризисную меру а-ля Рузвельт. Снижение безработицы. За счет расширения строительства дорог. Американский рецепт побоку. Наиболее удачный, нужный нам как хлеб. Точнее — без него не будет «хлеба». В фигуральном смысле. Потому как страна задыхается. От всеобщего бездорожья. Кризис дал шанс. Чиновники его упускают.
Факты для сравнения. Государственных подходов. Наш сосед Китай. Площадь РФ в 1,8 раза больше китайской. Протяженность российских направлений — около 730 тыс. км. Китайских — 1,9 млн. км! Из них платных скоростных магистралей — 53,6 тыс. км! У нас их практически нет. У китайцев еще и 133 тыс. км обычных платных дорог отличного качества. К 2020 году в КНР дорожная сеть достигнет 3 млн. км. Из них скоростных — 85 тыс. км. У нас — планировалось! — всего в целом 1 млн. 169 тыс. км. При этом Минфин предлагает сократить расходы на дороги в 2010–2014 годах в 2,4 раза! «Дорожный рай» китайцы начали строить в 2003 году. И так здорово преуспели. Теперь понятно? Почему и как Китай мчится вперед. Впереди всех. В светлое завтра.
У китайцев два типа платных дорог. Замечательных. Сам ездил. Во-первых, правительственные. Это когда правительство берет кредиты. У разных банков. Платными эти трассы остаются 15 лет. Во-вторых, коммерческие дороги. Это когда частные компании строят сами. На собственные и заемные средства. Цена проезда — от 4 до 10 центов США за километр. У нас о платных дорогах только говорят.
Один наш чиновник шепнул. Почему отказались от антикризисного строительства дорог. Потому как коррупция. Разворуют. У нас и так фантастика. Я имею в виду стоимость дорожного строительства. Она в 2,6 раза выше, чем в ЕС. В 3 раза выше, чем в США. В 7,3 (!) раза выше, чем в Китае. (Справка: в КНР коррупционеров расстреливают.)
Видно, нам остается одно. Мыкаться. С ворами, дураками. И плохими дорогами. Классик, как всегда, прав.