В ЖАЛОБЕ НЕТ СМЫСЛА
В аварии, произошедшей по вине водителя BMW, выехавшего на встречную полосу там, где это было запрещено Правилами, очень сильно пострадала вся моя семья. Виновник аварии из-за бездействия сотрудников ГИБДД едва не избежал наказания, и лишь благодаря судье за сутки до истечения двухмесячного срока привлечения к ответственности аварийщик был лишен на шесть месяцев «прав». Скажите, имеет ли смысл пожаловаться на разгильдяйство гаишников и если да, то в какой орган?
Роман НЕЛЛЕР
— Думаю, что большого смысла подавать «челобитные» в различные инстанции нет. Ведь с точки зрения закона к сотрудникам ГИБДД не подкопаешься: в ДТП пострадали люди, и требовалось значительное время, чтобы решить вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении вашего оппонента. Скоро ведь только сказка сказывается, а тут необходимо дождаться заключения судебно-медицинских экспертов о тяжести причиненного вреда здоровью. Эти заключения делают, как правило, на основании медицинских документов, которые нужно изъять из лечебного учреждения, отвезти эксперту, которому также нужно дать время для ознакомления, оформления и написания заключения.
Судя по тому, что водителя BMW лишили «прав», в возбуждении уголовного дела было отказано. Скорее всего ваши родные получили легкий вред здоровью (а это, что называется, не тянет на уголовное дело). И к тому же тот факт, что виновник аварии, пусть и за сутки до истечения двухмесячного срока, но все же был лишен «прав», свидетельствует в пользу сотрудников ГИБДД, своевременно передавших материалы административного дела в суд.
ПРИСТАВЫ НЕ ОТСТАНУТ
Первого декабря 2008 года инспектор ДПС выписал мне штраф за нарушение Правил, повлекшее ДТП. Моя страховая компания полностью компенсировала ущерб пострадавшей стороне, и на этом, как я думал, дело закончено.
Но 10 ноября 2009 года ко мне домой пришел судебный пристав и потребовал заплатить тот самый штраф. Но с какого, простите, перепугу, если пострадавшая в аварии сторона ко мне претензий не имеет? К тому же два месяца, отпущенные на привлечение к административной ответственности, давным-давно прошли…
Алексей КРАСНОГОРОВ
— То, что вы полностью расплатились с тем, в кого врезались, не означает, что вы автоматически освобождаетесь от административной ответственности за нарушение ПДД, которое привело к аварии. Квитанция-постановление, выписанная инспектором ДПС, означает, что вы в этот же день были привлечены к административной ответственности и одновременно в течение 30 дней должны были оплатить сумму, указанную в квитанции-постановлении.
Судя по тому, что на днях к вам пришел пристав, вы в отпущенные 30 дней штраф оплатить не соизволили, поэтому сотрудники ГАИ и передали материалы вашего дела в службу судебных приставов. Почему исполнитель наведался к вам лишь сейчас, а не раньше? Законом предусмотрен годичный срок на исполнение уже принятого решения. Меньше чем через месяц этот срок истекает, вот пристав и пришел к вам, чтобы сделать ваше наказание неотвратимым.
Вице-президент Общества потребителей автотехники России Антон НЕДЗВЕЦКИЙ
ПОТЕРЯ ПОТЕРЬ
Страховая компания «Континенталь», где я приобретал полисы КАСКО и ОСАГО, объявила себя банкротом. А у меня еще семь месяцев до прекращения действия полисов. Скажите, имею ли я право потребовать возврата денег за неизрасходованный период?
Дмитрий ШИКИН
— Такое право вы, безусловно, имеете, но, боюсь, на деле реализовать вам его не удастся. Во всяком случае, об этом говорит печальная статистика. Обычно после того, как компания объявляет себя банкротом, арбитражный суд назначает конкурсное управление. Определяется список кредиторов, оценивается движимое и недвижимое имущество фирмы, после чего оно распродается, а вырученные деньги распределяются между обманутыми клиентами.
Но представьте, что имущества у компании на один миллион, а долгов перед страхователями — на 50 миллионов. В общем, даже если что-то и удастся получить, то это такие копейки, ради которых не стоит тратить свои силы и нервы.
Теперь надо сказать про полис ОСАГО, приобретенный в этой страховой компании. Ездить по нему и не бояться претензий со стороны ГАИ вы можете до конца срока его действия (в вашем случае — еще семь месяцев). Но помните, что если вы станете виновником аварии и причините вред чьему-либо имуществу, то платить за ремонт разбитого автомобиля вам скорее всего придется из своего кармана.
Если в результате аварии будет причинен вред жизни или здоровью человека, то ущерб пострадавшему выплатит Российский союз автостраховщиков (РСА).
УСКОРЯЕМ РЕМОНТ
Я владелец китайского автомобиля. И вот в очередной раз он оказался в гарантийной мастерской. Поломка по большому счету незначительная, но из-за отсутствия нужной детали машина торчит в сервисе уже полтора месяца. Можно ли каким-то образом расшевелить сервисменов?
— Статья 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно, если иной срок их устранения не определен дополнительным письменным соглашением сторон. Говоря проще, если вы не подписывали дополнительные договоренности, автосервис должен устранить неисправность в максимально короткие сроки, предусмотренные техническими нормативами завода-изготовителя.
Вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат РФ Леонид ОЛЬШАНСКИЙ
БУДЕМ ЛИ ТЯНУТЬ БИЛЕТЫ?
Слышал, что ДОБДД МВД России намерен заставить заново сдавать экзамены в ГИБДД всех тех, кто будет лишаться «прав» за нарушения ПДД. На ваш взгляд, впишется ли подобная инициатива в существующее правовое поле?
— В так называемые времена застоя ГАИ отправляла на пресловутую переэкзаменовку и в случае утери «прав» или талона предупреждений, и по окончании срока лишения водительской «корочки». И даже могла заставить заново сдавать экзамены, если сотруднику ГАИ показалось, что водитель давно не сидел за рулем. Как только появилась ныне действующая Конституция РФ, эта драконовская норма тут же оказалась вне закона, ибо в части 3 статьи 55 Основного закона страны сказано, что права человека и гражданина в исключительных случаях могут быть ограничены только федеральным законом. А поскольку приказ министра внутренних дел СССР, где была прописана норма о переэкзаменовке, не является федеральным законом, он тут же оказался ничтожным.
УСКОРЯЕМ РЕМОНТ
Я владелец китайского автомобиля. И вот в очередной раз он оказался в гарантийной мастерской. Поломка по большому счету незначительная, но из-за отсутствия нужной детали машина торчит в сервисе уже полтора месяца. Можно ли каким-то образом расшевелить сервисменов?
Максим ЯКОВ
— Статья 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно, если иной срок их устранения не определен дополнительным письменным соглашением сторон. Говоря проще, если вы не подписывали дополнительные договоренности, автосервис должен устранить неисправность в максимально короткие сроки, предусмотренные техническими нормативами завода-изготовителя.
Вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат РФ Леонид ОЛЬШАНСКИЙ
БУДЕМ ЛИ ТЯНУТЬ БИЛЕТЫ?
Слышал, что ДОБДД МВД России намерен заставить заново сдавать экзамены в ГИБДД всех тех, кто будет лишаться «прав» за нарушения ПДД. На ваш взгляд, впишется ли подобная инициатива в существующее правовое поле?
Валентин ГАГУЛИН
— В так называемые времена застоя ГАИ отправляла на пресловутую переэкзаменовку и в случае утери «прав» или талона предупреждений, и по окончании срока лишения водительской «корочки». И даже могла заставить заново сдавать экзамены, если сотруднику ГАИ показалось, что водитель давно не сидел за рулем. Как только появилась ныне действующая Конституция РФ, эта драконовская норма тут же оказалась вне закона, ибо в части 3 статьи 55 Основного закона страны сказано, что права человека и гражданина в исключительных случаях могут быть ограничены только федеральным законом. А поскольку приказ министра внутренних дел СССР, где была прописана норма о переэкзаменовке, не является федеральным законом, он тут же оказался ничтожным.
Но нынешним руководителям ГАИ, видимо, не дают покоя воспоминания прошлых лет, поэтому они хотят вернуть практику переэкзаменовки. Но понимают, что простым приказом ничего не добиться. Поэтому идут другим путем — пытаются протащить свою инициативу через парламент в КоАП. Но не забывайте, что переэкзаменовка нарушает важнейший принцип Конституции РФ и теории права: за одно деяние дважды не наказывают. А в нашем случае сначала наказывают лишением «прав», а затем принуждением к повторной сдаче экзаменов.
БРЕМЯ ПЛАТИТЬ
Госдума приняла в третьем и окончательном чтении проект закона, вносящего изменения в Налоговый кодекс. Вдвое увеличена базовая ставка транспортного налога, а субъекты Федерации имеют право увеличить базовую ставку еще в пять раз. Не приведет ли это к волне протестов со стороны многомиллионной армии автомобилистов?
Шамиль ШАЙХОВ
— Мое глубокое убеждение — принятый Думой законопроект не получит путевку в жизнь хотя бы по той причине, что нарушает принцип социальной справедливости, о необходимости соблюдения которого неоднократно говорили и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин. Это только кажется, что по улицам наших городов и весей ездит много «крутых» иномарок. Костяк автопарка страны составляют старенькие «Жигули», «Москвичи» и «Волги». И если сейчас владелец отечественной «старушки» платит налог 700 рублей в год, то в случае принятия законопроекта ему, возможно, придется платить в два, пять, а может, и в десять раз больше! Ну разве может врач или сельский учитель позволить себе такую роскошь? Да у многих машина стоит меньше, чем за нее попросят налогов.