Сегодня, 12 января, столичное правительство рассмотрит проект нового городского закона “О размещении автотранспортных средств в Москве”, основными “адресатами” которого станут 3,5 млн. столичных автовладельцев. Для них у чиновников плохие новости. Даже очень плохие. Законопроект предусматривает введение запрета на размещение автомобилей на внутридворовых территориях вне специально оборудованных для этого мест — стоянок и паркингов. “Ракушки”, “пеналы” и прочие “металлические тенты” к таковым, по мнению отцов города, не относятся. А значит — в ближайшей перспективе обречены на снос.
Борьбу с “ракушками” столичные власти с переменным успехом ведут уже как минимум 10 лет. В 2003 году вышло распоряжение правительства Москвы, обязывающее граждан получать в управе разрешение на установку “ракушек” и оформлять договор краткосрочной аренды на находящийся под ней земельный участок. В 2006 году в местные органы власти было спущено предписание не допускать размещения гаражей-“пеналов” на внутридворовых проездах, пешеходных дорожках, детских площадках, местах, занятых коммуникациями, и т.д. Без проблем оформить правоустанавливающие документы на “ракушки” в последнее время могли лишь ветераны войны и инвалиды, получившие машины от государства. Остальным автовладельцам приходилось долго обивать пороги кабинетов районных чиновников.
Борьба с “ракушками”, как и всякая административная реформа без четко установленных правил и контроля со стороны вышестоящих инстанций, привела к расцвету коррупции. Как раз в канун Нового года завсектором по строительству и землепользованию управы “Марьино” попался на получении взятки в размере 1,4 млн. руб. за отказ от сноса гаражных “тентов”, установленных с нарушением законодательства.
Очередной накал страстей вокруг “ракушек”, по всей видимости, как и прежде, связан с реализацией программы “Народный гараж”. Совпадение нетрудно проследить по подшивкам газетной периодики: за очередными планами по строительству умопомрачительного количества машиномест для рядовых автовладельцев обычно следует грозное заявление о ближайшей ликвидации всех дворовых конструкций и сооружений. Как известно, по программе “Народный гараж” в 2009 году планировалось построить 70 тыс. машиномест в типовых многоэтажных паркингах, в 2010-м — более 140 тыс. Однако выяснилось, что пока гаражи нужны не столько москвичам, сколько простаивающим без работы строителям.
К концу прошлого года, несмотря на относительно приемлемую стоимость (350 тыс. руб. за машиноместо) и активный пиар со стороны городских властей, граждане заключили договора на приобретение всего 25 тыс. мест в паркингах, что составляет порядка 30% объема 2009 года. Кому будут проданы оставшиеся машиноместа и будут ли востребованы объекты 2010 года при условии сохранения в Москве “ракушек” и плоскостных автостоянок — вопрос открытый. Не исключено, что большинство автовладельцев, имея синицу в руке, по-прежнему не захотят тратить деньги на журавля в небе.
Другое дело, если временные гаражные сооружения будут объявлены вне закона окончательно и бесповоротно, как это предполагает 9-я статья законопроекта “О размещении автомототранспортных средств в Москве”, который 12 января рассматривается на заседании городского правительства.
Эта статья запрещает установку в мегаполисе любых “ракушек”, “пеналов” и “тентов” для размещения автомототранспортных средств. Быстровозводимые укрытия для машин смогут “выжить” лишь на специально оборудованных площадках — при условии, что на них имеются оформленные по всем правилам документы об аренде земельных участков. Законопроектом предусматривается снос всех самовольно возведенных некапитальных гаражей, размещенных во дворах жилых домов, на детских и спортивных площадках, на газонах и озелененных территориях, вблизи школ и детсадов. Также нельзя будет пользоваться “ракушками”, расположенными на магистралях, площадях, улицах, пешеходных дорожках, во внутридворовых проездах, на тротуарах, над инженерными коммуникациями и рядом с вентиляционными шахтами. Незамедлительно убрать “пеналы” для автомобилей придется и с территорий, числящихся как охранные зоны памятников истории и культуры.
В другой статье “отстойного” законопроекта прописаны принципы размещения в Москве крупногабаритного транспорта — грузовиков и автобусов. Если закон примут, то парковка подобных “крупномеров” будет разрешена исключительно в специально организованных местах. Например, на стоянках при складах, плодоовощных базах и т.д. Во дворах, на придомовых территориях и вообще в жилых кварталах ставить грузовые машины и автобусы будет запрещено законом. А чтобы подготовить базу для временного постоя грузовых фургонов, фирмы, занимающиеся складской деятельностью, собираются обязать оборудовать места для стоянки грузовиков на своих территориях. Предполагается, что наличие таких парковок станет обязательным в Москве уже через год.
По мнению законотворцев, сей правовой акт призван урегулировать размещение в столице различных видов транспорта. При этом основным средством “общения” с нерадивыми автовладельцами станет штраф. Видимо, только такие меры, возведенные в ранг закона, помогут стимулировать горожан к переходу от стихийной парковки личных авто к цивилизованному.
Комментарий вице-президента Движения автомобилистов России Леонида ОЛЬШАНСКОГО:
— “Ракушка” — это не гараж, поскольку у нее только рифленый металлический тент. В середине прошлого века автовладельцы укрывали машину брезентовым тентом, сейчас — металлическим. А раз это не строение, то и разрешения на его установку не требуется. Снос “ракушек” волею городских, окружных или районных властей — своего рода самоуправство, так как нарушает статью 35 Конституции РФ. В ней прописано, что снос любого имущества граждан может происходить только по решению суда. На мой взгляд, принятие этого закона — скрытая попытка загнать москвичей в дорогостоящие паркинги, только и всего. У меня есть также опасения, что под эту марку могут заняться и сносом гаражных кооперативов, поскольку большинство абсолютно легально существующих в Москве гаражей — это тоже некапитальные сооружения, представляющие собой металлические “домики”.