Упавший на 56% российский авторынок будет восстанавливаться до докризисного уровня пять лет, предсказали вчера в международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Составив прогноз на 15 лет вперед, эксперты пришли к выводу, что к 2025 году на каждого россиянина придется 2,5 машины. Что касается продвигаемой сейчас утилизации, то она толком не раскрутится: сдавать в утиль будут только 6% старых авто.
— Программу утилизации российские автодилеры, к сожалению, расценивают как еще один рычаг налоговых органов, — говорит эксперт PwC Стенли Рут, руководящий оказанием услуг предприятиям автоотрасли. Акция по сдаче “драндулетов” в обмен на скидку в 50 тыс. руб., которая стартует в стране с 8 марта, не вызвала ажиотажа среди дилеров. “Они опасаются, что, после того как сделают покупателю скидку на новый автомобиль, пройдут недели и даже месяцы, прежде чем государство вернет им деньги, — рассказывает г-н Рут. — И средства удастся получить только после проверки, в том числе и налоговой”. В то время как в Германии аналогичная программа стоит 7,5 млрд. долларов, то в России — 300 млн.
Для спасения авторынка PwC рекомендует не пренебрегать и налоговыми стимулами. Так, в Китае с 10 до 7,5% был снижен налог на покупку автомобилей с двигателем менее 1,6 л. В Бразилии временно отменили налог на промтовары для покупателей новых авто. А в США им предложили вычет по налогу с продаж и акцизным сборам.
Впрочем, эффект от поддержки рынка в любом случае будет нивелирован негативными факторами, предсказывают в PwC. Автопроизводители снизят скидки на авто, а покупатель не успеет восстановить спрос. В результате авторынок будет расти умеренно: по оптимистическому прогнозу, в этом году будет продано 1,6 млн. авто, то есть продажи возрастут на 15%. По пессимистическому — сократятся на 5%. При этом рынок еще больше сместится от иномарок в сторону авто российского производства и сборки. Торжество нашего производителя началось уже в прошлом году: если в 2008-м доля российского автопрома составила 43% (если считать “в машинах”), то в прошлом — 53%.
Тем не менее средняя цена авто для россиян из-за массового отказа от скидок возрастет. Если в 2009-м она составляла 19,3 тыс. долларов, то в этом — от 20,5 до 22 тыс. То есть примерно на уровне 2008 года. “Участники рынка не так богаты, чтобы сохранять прежний уровень скидок”, — объясняет г-н Рут.
КАК БУДУТ РАСТИ ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ (МЛН. ШТ.)*
2010 1,3—1,6
2012 2
2016 3
2022 4
*Приблизительный прогноз PwC
КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ (%)
Китай + 48
Германия + 20
Индия + 16
Бразилия + 13
Великобритания — 10
США — 21
Россия — 49