Для туристов изюминок в Новой Зеландии предостаточно — целая виноградная гроздь наберется. Красивейшие фьорды и водопады, гейзеры и вулканы, ледники и горячие источники, киви и пингвины. Ну и, конечно же, — обширные пляжи. А вот добираться до всех этих прелестей, прилетев в международный аэропорт города Окленда, удобнее всего на автомобиле — благо прокат специально оборудованных для автономного отдыха «самоходных домов» (кемперов) организован весьма неплохо.
Левостороннее движение — первый и самый предсказуемый эксклюзив новозеландских дорог. С этим осваиваешься довольно быстро, а вежливость местных водителей помогает избежать неприятных эксцессов на улицах и автотрассах в период привыкания. Сами дороги настроения тоже не портят: практически везде хороший асфальт и знаки ограничения скорости с ласкающим глаз числом 100 (даже на многочисленных горных участках!).
…Кстати, о дорожных знаках. Островные художники постарались и изобразили много такого, что водителю-россиянину покажется непривычным. Любимая здесь форма знаков — ромб. И желтое поле на нем. Картинки весьма специфические. Например — «змейка», обозначающая извилистую дорогу. Или знак «Осторожно, киви!», где изображена эта уникальная новозеландская птица. Порой встречаются знаки с какими-то нарисованными на них «пауками» или «осьминогами»: пучок линий, расходящихся в разные стороны. На самом деле это всего-навсего обозначение перекрестков. В Новой Зеландии предпочитают в каждом конкретном случае воспроизводить на указателе точную геометрическую картинку — как проходит основная дорога, сколько и где в нее втыкается второстепенных дорог…
Еще одно ноу-хау местных дорожных служб — складные знаки-трансформеры. То и дело на «пересеченке» и горных участках дорог (а таких в Новой Зеландии — считай, куда больше половины всей дорожной сети) попадаются столбы, украшенные какими-то непонятными серыми треугольниками. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это все те же ромбовидные знаки, только на время «выключенные» из работы и сложенные пополам, так что водителю видна лишь их пустая «изнанка».
Любопытства ради автор этих строк приподнял свисающую на петлях верхнюю часть одного из «выключенных» знаков. В развернутом виде он оказался предупреждающим: «Осторожно — скользкая дорога!» Теперь все понятно: такие опасные для водителя условия возникают только в холодное время года (а зима-то в Новой Зеландии совпадает с нашими летними месяцами), вот тогда сотрудники дорожных служб приезжают и открывают эти знаки, фиксируя откидную половинку каждого при помощи специально предусмотренного запора.
Не сразу удалось разобраться с километровыми столбами. Сперва показалось, что на здешних трассах они вовсе отсутствуют, а потом случилось «великое открытие». Оказывается, узнать расстояние до начала данной автомагистрали можно на любом, даже самом маленьком мосту! Возле каждого из них прикреплена табличка: номер дороги, слово bridge (мост), название реки, ручья или канавы, а в самом низу — набор неких цифр. Так вот, эти-то цифры и дают информацию о расстоянии, причем не в километрах, а в сотнях метров. Написано, например, 5416 — значит, от начального пункта трассы до этого места 541 километр 600 метров. Куда более высокая точность — на указателях примыкающих второстепенных дорог в некоторых регионах страны. Здесь написано не только название дороги (чаще всего по имени фермера, в хозяйство которого она ведет), но и расстояние по ней меряется уже в метрах и с точностью до метра! (Скажем, «Perkinson road 0 > 1904». Значит, до ворот фермы Перкинсона от трассы 1 километр 904 метра.)
Еще один непривычный дорожный указатель можно увидеть нарисованным прямо на асфальте. Крупными вытянутыми по ходу движения буквами написано предупреждение «ONE LANE BRIDGE» — «однополосный мост». Движение на многих дорогах Северного и особенно Южного островов ненапряженное, машин проходит мало, а потому дорожники сэкономили, соорудив узкие мостовые переходы, по которым машины движутся поочередно в противоположные стороны. Более того, встречаются даже мосты-универсалы, где эту единственную узкую полосу для движения автомобилям приходится делить с поездами. Рельсы магистральной «железки» проложены прямо посреди асфальта — совсем как трамвайные пути на какой-нибудь московской улице!
Скоростной режим, установленный на дорогах, не сулит ничего хорошего представителям местной дикой млекопитающей фауны. Крупных животных в лесах Новой Зеландии не водится, а для всякой хвостатой и бесхвостой мелочи прогулка по автомобильной трассе грозит неминуемой гибелью под колесами. Во многих местах (даже на улицах небольших городков) можно увидеть останки безвременно погибших ежиков, на других участках компанию им составляют угодившие под колеса кролики.
А по дорогам, проложенным среди лесистой «ненаселенки» Южного острова, буквально десятками валяются задавленные зверьки совсем иного вида. Размером с кошку, толстенькие, пушистые, с черным хвостом… Оказалось — опоссумы (или, как называют их новозеландцы, — поссумы). Завезенные когда-то в страну с континента, они быстро размножились и стали представлять серьезную угрозу новозеландской экосистеме. Поссумную проблему в подробностях объяснила нам гид-проводник во время похода на ледник в районе поселка Fox Glecier: «Сейчас у нас насчитывается более 70 миллионов этих зверей (чуть ли не по 20 штук на каждого жителя страны!). Поссумы объедают листву на деревьях, разоряют птичьи гнезда, являются переносчиками опасных заболеваний. Поэтому их активно уничтожают. Если автомобилист заметит поссума, выбежавшего на дорогу, то, как правило, постарается его сбить!..»
Праворульный новозеландский автопарк состоит из «японок», «немок», «американок». Ну и, конечно же, здесь встречаются «англичанки» (а единожды довелось встретить даже образец нашего российского автопрома — «Ниву» в праворульном экспортном варианте; правда, находилось это чудо техники в явно нерабочем состоянии — на задворках фермерского сарая, среди куч старой соломы и гнилых досок). На трассах много джипов, фургончиков и пикапов, огромное количество кемперов. Едва ли не каждая вторая машина, встреченная на трассах Южного острова, — такой «домик на колесах», в котором едут отдыхающие.
Есть на что поглядеть и любителям ретротехники. Во дворах многих ферм стоят на приколе старые автобусы, грузовики, тракторы. Кое-где прямо в кемпингах доводилось полюбоваться настоящими коллекциями выставленных здесь автомобилей образца 1950–1960-х. А на дорогах возле крупных городов не редко можно встретить бодро тарахтящих моторами «дедушек», выпущенных еще в довоенные годы, — эти раритеты участвуют в регулярно проводящихся парадах автостарины.
Отдельного рассказа заслуживают госномера. Их структура показалась ну оч-чень вольной. Хотя формально все довольно строго: черное на белом, максимум шесть символов без всяких черточек и точек. Но в том-то и дело, что в пределах этих самых шести символов смешаны в непредсказуемом порядке и буквы, и цифры. А иногда — даже одни только буквы! Вы только представьте себе номерок, прикрепленный на чьем-нибудь бампере: SNQLRB. Остается только гадать, как же местные «гаишники» по громкоговорителю дают команду остановиться данному средству передвижения: язык же сломаешь! Попадались, впрочем, чисто буквенные номера с вполне содержательными надписями (если подходить с нашими мерками — наверное, такие надо получать по блату). Например: JONNY, PRIMA, TAXI, OLDCAR (эта жестянка красовалась на отлично отреставрированном родстере 1950-х годов выпуска)… И самый короткий из встреченных буквенных номеров: THE.
Конечно, вся эта экзотика — для внутреннего пользования. Ближе к столице Веллингтону и крупнейшему городу страны «миллионнику» Окленду стали попадаться на глаза легковушки с новозеландскими международными номерами (на синем поле слева — буквенное обозначение страны NZ и гербовый символ этого государства — четыре звездочки, изображающие созвездие Южный Крест). Но таких выездных авто совсем немного, да и четырехколесных «гостей» из-за рубежа тоже практически не встретишь. Ничего удивительного: до ближайшего сопредельного государства — Австралии — от новозеландских берегов 1600 километров.
Вот уж действительно край земли. Но зато какой красивый и удивительный!
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
Воздушное путешествие из Москвы в Новую Зеландию и обратно обойдется не дешевле 75 000 рублей. Прямых рейсов нет, так что лететь приходится с пересадкой. Общее время, проведенное в воздухе, не менее 22–24 часов.
Национальная валюта — новозеландский доллар. В местных обменных пунктах его продают по курсу 1,25–1,30 за доллар США (данные на начало года).
Прокат самого скромного двухместного кемпера-минивэна стоит от 800 рублей за сутки.
За один литр бензина «ультра» придется выложить 38–45 рублей, цена дизельного топлива — 25–30 рублей.