11437

Россия собирается с последними ЗИЛами, ФОТО

Ни в одной стране мира главы государств не ездят на изделиях родного автопрома, построенных в единственном экземпляре
Когда возникла необходимость поддержать отечественного автопроизводителя, народ, как ему и полагается, бросился покупать родные авто, поддержал утилизацию и почти отказался от правого руля. Теперь поучаствовать в спасении национального автопрома настала очередь верхнего эшелона.
Поделиться
Изображение Россия собирается с последними ЗИЛами, ФОТО

Когда возникла необходимость поддержать отечественного автопроизводителя, народ, как ему и полагается, бросился покупать родные авто, поддержал утилизацию и почти отказался от правого руля. Теперь поучаствовать в спасении национального автопрома настала очередь верхнего эшелона. В связи с этим управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин заявил о поручении президента детально изучить вопрос закупки для автопарка управделами новых автомашин марки “ЗИЛ”.

До вчерашнего дня сопоставимые попытки случались дважды. Первым пал под натиском властной заинтересованности завод “Москвич”. Люди кое-как, из последних сил покупали себе самые плохие автомобили страны, а наверху хотелось чего-то большего, радостного и перспективного. Ушлый директор завода г-н Асатрян это желание уловил и трансформировал в семейство уродов “Иван Калита” и “Князь Владимир”, попутно пнув ногой, видимо, чуждую ему российскую историю. Но завод все равно скончался. Народ вздохнул с облегчением, навсегда избавившись от необходимости поддерживать его на плаву.  


Затем нас призвали осуществить мечту поколений и наконец-то начать покупать “Волги”. Можно даже черные, “обкомовские”. Но, поскольку на тот момент это была уже не машина мечты, а авто неудачника, дело не очень пошло. И тогда бодрый вице-премьер Немцов попробовал помочь заводу силами своих соратников, подключив к проблеме многочисленных руководителей страны. Но наверху атаку отбили, рассказав по телевизору, что вместо одного “Мерседеса” надо иметь три “Волги” — одна в ремонте, вторая на линии, третья запасная. Уворачиваясь таким размашистым способом от русских автомобилей, чиновники явно перегнули палку, нечаянно подорвав в народе остатки веры в нашу машину. После чего заводу позволили плыть самостоятельно, и в результате сегодня обсуждается закрытие легкового подразделения ГАЗа.
А пока народ при поддержке и соучастии власти пытался удержать на руках близкий сердцу автопром, помер ЗИЛ. Сначала скончалось легковое подразделение, потом стало помирать и грузовое, ныне находящееся на искусственном дыхании.  

Но вот ведь в чем благородство власти. Спасать ЗИЛ правительство будет само, впервые не позвав на подмогу народ. Нас никто не призывает поддержать именно этого отечественного производителя и срочно купить себе по легковому “зилку”. Мучиться в этих машинах станут лично президент и премьер, а дальше видно будет.

Учитывая, что от всего легкового подразделения у этого завода осталась лишь мастерская по ремонту, порадовать заказчика готовыми машинами получится не скоро.
 
 Сначала предстоит построить все хозяйство с нуля, заново создав КБ, отдел главного конструктора, отыскав технолога, закупив оборудование, вернув утраченных специалистов и разбежавшихся инженеров, отковыряв из-под забора рабочих, после чего постараться придумать машину и запустить производство. Не получится даже просто продолжить выпускать прежние модели “ЗИЛ-41047” (лимузин) и “ЗИЛ-41041” (седан). Хотя есть у завода интересная методика ускорить любой производственный процесс, разработанная благодаря чекистскому опыту бывшего директора Лихачева: пистолет к затылку и “именем трудового народа!..”  

 Сергей АСЛАНЯН.
ФОТО


Комментарии пресс-секретаря управделами Президента РФ Виктора Хрекова:  

— Пока речь идет только о рассмотрении этого вопроса. И только в отношении первых лиц государства — президента и премьера. Сейчас они ездят на “Мерседесах” представительского класса. Не исключено, что на нашем заводе ЗИЛ смогут изготавливать машины подобного класса за гораздо меньшую сумму — скажем, за полмиллиона долларов. Но не обязательно это должны быть именно “ЗИЛы”, возможно, это будут машины другой марки, но такого типа: бронированные лимузины со специальными системами безопасности, надежными двигателями и т.д. Но справится ли с такой планкой отечественный автопром — в этом главный вопрос.
 
 Управляющему делами президента поручено его проработать и доложить в ближайшее время главе государства. Если станет понятно, что имеет смысл пересаживать первых лиц на “ЗИЛы”, возможно, чиновники рангом пониже также станут пользоваться этими машинами, но классом пониже, а значит, гораздо дешевле. Кстати, в автопарке УДП на сегодняшний день есть 7 “ЗИЛов” представительского класса. 

ТЕХНОЛОГИИ ПРОДАЛИ АМЕРИКАНЦАМ  

“МК” узнал, как сейчас живет легендарный завод

В советское время на ЗИЛе работали 120 тысяч человек. Грузовиков тогда производили 200 тысяч в год, а правительственных автомобилей — от силы 20. Их делали в трех больших специальных корпусах, где использовался только ручной труд. Каждый сборщик был исключительным мастером, при этом их насчитывалось (по разным оценкам, потому что производство было секретным) — от 5 до 10 тысяч человек. Сейчас такого количества рабочих нет на всем заводе. “МК” дозвонился директору по маркетингу торгового дома “ЗИЛ” Виктору НАВОЧЕНКО, чтобы узнать, насколько сегодняшний ЗИЛ готов выпускать правительственные машины.

— Заводу интересно вернуться в этот сегмент. Для Парада Победы мы уже делали такие машины. Но к реальному, а не выставочному, правительственному автомобилю требования выше. Поэтому необходима добрая воля государства и долгосрочный заказ. На организацию производства потребуется много средств и времени, и нужно иметь гарантию, что заказ не окажется одноразовым.  

— Сохранились ли площади, на которых делали знаменитые “членовозы”? Ведь сейчас на территории завода строится технопарк.  

— Цеха пока сохранились все, а под технопарк отдали площадки, на которых испытывались и хранились готовые машины. Однако есть планы реструктуризации завода, по которым две трети должны отойти городу. Там есть разные цеха, и дальнейшая их судьба не ясна. Но проблема-то не в цехах, а в технологиях, которые ушли далеко вперед. Если ты мускулы не тренируешь — они у тебя ослабнут.  

— Какое время понадобится на подготовку и насколько крупносерийным может быть производство?  

— Серийного производства таких машин не было никогда. Они не стояли на конвейере, это ручная, индивидуальная работа. Для начала нужно восстановить технологию производства кузовов. Она на правительственных “ЗИЛах” была уникальной, и затем ее продали американцам. Так что бронированные автомобили, на которых сегодня ездит президент США, базируются на нашей технологии. При этом американцы не очень в ней продвинулись, так что тут мы наверстаем, все необходимое для этого сохранилось. Но у нас ведь нет собственного российского производства современных деталей легкового двигателя и деталей подвески — это очень серьезный вопрос. В прошлом веке для правительственных “ЗИЛов” использовался серийный неэкономичный двигатель, который просто был форсирован и собран вручную в немного измененном блоке. Сейчас такой вариант никого не устроит.  

Но главное все-таки — люди. Я был на заводе “Роллс-Ройс” и удивился полностью ручному труду великолепных мастеров. Сейчас таких людей у нас недостаточно. Они ушли, их теперь нужно разыскивать по мастерским и сервисам. Правда, существует целая плеяда специалистов, которая восстанавливает те машины. Они стали бы большой подмогой. Но в основном нужно набирать новых людей и обучать их заново. В том числе и конструкторов, которые будут машину совершенствовать. Это годы подготовительной работы и испытаний, прежде чем машина станет по-настоящему классной.
Михаил ЗУБОВ.

А КАК У НИХ?

Барак ОБАМА, президент США — в январе 2009 г. публике был представлен новый президентский лимузин, известный как Cadillac One или “Чудовище” (The Beast) — он сменил Cadillac DTS 2004 года выпуска, на котором ездил Джордж Буш. По данным производителя — GM, “Президентский лимузин Cadillac 2009” — первый, не имеющий специфического названия модели. Бронированный лимузин снабжен пуленепробиваемыми стеклами и отдельными запасами кислорода. Длина машины — 6,30 м, вес — около 3 тонн. Представляет собой комбинацию кузова лимузина с платформой от грузовика GMC Topkick.  

Стивен ХАРПЕР, премьер-министр Канады — использует бронированный Cadillac DeVille.  

БЕНЕДИКТ XVI, Папа Римский — ездит на “папамобиле”. В заграничных поездках использует модифицированный Mercedes-Benz M-Class со специальной “застекленной комнатой” в задней части машины.  

ХУ Цзиньтао, председатель КНР — использует BMW 7-Series и Mercedes-Benz S-класса. В особых случаях использует китайский лимузин Hongqi.  

Николя САРКОЗИ, президент Франции — предпочитает ездить на Renault Vel Satis. В церемониальных случаях президент Республики может пользоваться двумя уникальными моделями Citroеn SM Prеsidentielle, созданными специально для президента Жоржа Помпиду.  

Ангела МЕРКЕЛЬ, канцлер Германии — немецкие канцлеры чаще всего используют Mercedes-Benz S-класса. Также канцлер использует Audi A8 6.0 W12 и BMW 760 Li.