Нигде так часто и порой, увы, бесплодно не меняются Правила дорожного движения, как на Руси. И всякое исполнение новых слов под старую музыку в условиях перезревшей необходимости кардинальных перемен выливается лишь в свежую аранжировку уже давно отпетого.
А потому применение очередных поправок, назначенное на 11 декабря нынешнего года, отвечает велению времени лишь отчасти. Ибо изменению подверглись не только ПДД — авторам поправок, похоже, в отдельно взятых местах изменил и здравый смысл…
Место встречки изменить нельзя?
По новым правилам обгоном не будет считаться выезд из занимаемой полосы, опережение и возвращение на “свою” полосу. Теперь это будет обыкновенным опережением. А вот обгоном будет считаться только тот маневр, который связан с выездом на встречную.
Таким образом, обогнать транспортное средство справа (что категорически запрещено ныне действующими правилами!) в декабре будет можно. То есть дозволено будет при совершении такого маневра со всей дури вмазаться в припаркованный на обочине грузовик.
В связи с новой трактовкой понятия “обгон” авторы поправок перекроили и печально известный пункт правил, запрещающий на дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре полосы и более, выезжать на встречную. Теперь (не исключено, что это просто казус…) на встречную запрещается выезжать для обгона или объезда. А в остальных случаях, выходит, можно. То есть: не для обгона, а разнообразия ради. Поскольку формулировка имеет тайный, недоступный простому шоферюге смысл, всякий сидящий за рулем поймет ее, возможно, именно так.
Но что уж точно не осилит умом рядовой водила, так это значение нового термина “препятствие”: “неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе”.
Между тем осилить тайный смысл придется, ибо, оказавшись на встречной в случаях, запрещенных ПДД, вы останетесь лишь без полутора тысяч рублей, оплаченных в виде штрафа. А ежели то, что вы объехали, препятствием не являлось, маневр запросто обернется лишением права управления. Но как можно уразуметь, что такое, например, “дефект проезжей части” или загадочное “и т.п.”, дающие всякому водителю возможность объехать их по встречной, не рискуя напороться на лишение?
Кто знает? Разумеется, только инспектор…
Появление термина “препятствие”, несомненно, развяжет руки ГАИ и службе эвакуации: поскольку препятствие — это то, что не позволяет “продолжить движение по этой полосе”, всякий автомобиль, нарушивший правила остановки и стоянки и мешающий проезду по занимаемой им полосе, можно будет на законном основании эвакуировать!
Новый смысл при этом обретет дорожный знак “Обгон запрещен”: в новой редакции он разрешает опережать (с выездом на встречную) тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. Поскольку ПДД раскрывают термин “тихоходное транспортное средство” лишь косвенно, то нам придется догадываться: тихоходное — это которое способно развивать максимальную скорость не более 30 километров в час и обозначенное соответствующим желтым треугольником.
Степень опасности, заложенную этой нормой, пока даже трудно представить! Если, скажем, на тихоходном транспорте нет соответствующего значка, во избежание недоразумений придется терпеливо тащиться за ним: ведь он только на первый взгляд может быть тихоходным… В свою очередь такой значок, прилепленный смеха ради на “Запорожец”, для рядовой блондинки безусловно станет командой “вперед!”.
Вперед — на лишение…
Уберите деревья — за ними не видно леса!
Явно не удалась попытка прояснить, что такое “Ограниченная видимость” (при которой выезд на встречную карался лишением права управления): по мнению авторов поправок, это “видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами”.
По замыслу авторов, если за горой Эльбрус (до которой пилить еще верст двести с гаком) не видно продолжения дороги, стало быть, выезжать на встречную в зоне “ограниченной видимости” никак нельзя.
А собственно, нужно ли водителю знать, что там — за горизонтом? Ясное дело — нет. А потому в столь туманном, с ограниченной видимостью определении явно не хватает главного: указания расстояния от водителя движущегося автомобиля до ближайшего ограничения в виде горы или кустов. В метрах, разумеется.
Впрочем, инспектору ДПС, использующему сертифицированный прибор под названием “левый глаз”, с места отнюдь не водительского будет виднее…
Любовный треугольник: пешеход, водитель, зебра
Держаться подальше от пешеходов теперь придется и в прямом, и в переносном смысле: вместо привычных слов “водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу” в ПДД внедрены новые — водитель обязан “снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода”.
Пропустить переходящих — это понятно. Уже в основном наловчились. А как пропускать едва вступивших, если не всякий раз известно, зачем он туда вступил: перейти дорогу или поймать такси?
Но даже если вступил туда по делу, на широких, например, московских проспектах, где водится по четыре полосы движения в каждую сторону, водителю двигающегося в левой крайней полосе автомобиля теперь — хочешь не хочешь — придется остановиться.
Польза от этого случится лишь одна: пока увалень пешеход будет идти вразвалку, водитель успеет не только подкачать колесо, но и оправиться.
Восьмое чудо со светом…
С того темного зимнего дня в светлое время суток мы будем обязаны включать фары ближнего света или дневные ходовые огни на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения. Поскольку такая мера предотвращения ДТП во множестве стран признана эффективной, нам тоже следовало (причем уже давно) к подобной практике приобщиться.
Мы и приобщились. Правда, с недоразумением.
В главе 3 ПДД осталось нетронутым предписание: “На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар”. Закроем глаза на то, что он должен будет включаться на всех (а не только сопровождаемых) транспортных средствах, и незачем об этом долдонить повторно. Но как закрыть глаза на то, что мы по-прежнему будем обязаны в случае приближения транспортного средства, имеющего специальные цветографические схемы, с включенными световыми и звуковым сигналами, уступить дорогу не только такому транспортному средству, но и сидящему у него на хвосте, то есть — идущему в сопровождении.
Ведь в скором времени отличить обыкновенное транспортное средство от необыкновенного (сопровождаемого) будет невозможно: отличительным симптомом “сопровождаемости” — включенным ближним светом — будут “болеть” абсолютно все транспортные средства! И если на дорогу выкатится разукрашенный автомобиль с ревущей сиреной и сверкающей “люстрой”, миллионы обыкновенных автомобилей можно будет — по праву — считать сопровождаемыми.
Стало быть, всем нам по-прежнему придется быть готовыми к тому, что сопровождаемые (теперь это — все с включенным светом фар) имеют право игнорировать ровно половину требований ПДД, и остальные грешные обязаны уступать им дорогу для беспрепятственного проезда!
М-да…
Более того, поскольку обгон — это непременно маневр, связанный с выездом на встречную, а обгонять спецтранспорт с включенными спецсигналами ПДД нам не позволяют, выходит, что объехать кортеж нельзя лишь по встречной, а рядом — впритирочку — можно…
Впрочем, может быть, так специально задумано?
Обо всем и ни о чем…
Навести порядок с разметкой и знаками, которые нередко, увы, противоречат друг другу, дорожным службам и ГАИ пока не удается: непосильная задача. Потому-то и внедрена в новую редакцию ПДД признающая сей факт достоверным норма: “в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками”.
И опять: по каким критериям и кто будет определять, различима ли разметка? Да известно кто… И даже известно как.
А вот те, кому все доподлинно известно, наконец-таки должны будут пристегиваться ремнями безопасности: норма, позволяющая водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих “боевую раскраску”, во время движения в населенных пунктах вешать ремень на гвоздик, упразднена.
Это значит, что уже начало следующего года ознаменуется сотнями разбитых фотоаппаратов и видеокамер, с помощью которых оголтелый автовладелец будет пытаться запечатлеть отвязанных сотрудников ГИБДД…
Приложение к размышлениям
Подавляющая часть изменений в ПДД, по признанию экспертов, не поддается осмыслению: осталось неведомым, какие гениальные идеи авторы поправок пытались в них заложить и как эти поправки должны изменить обстановку на дорогах. Непонятно и каким образом обыкновенные водители, коих по стране развелось более 40 миллионов, будут постигать вышеописанные новеллы.
Зато представилось очевидным, что значительная часть изменений (особенно написанных пространно) непременно станет инструментом для извлечения из карманов автовладельцев сверхприбыли.
А это значит, что громких скандалов, судебных тяжб и очередных порций митингов и манифестаций не избежать.
Впрочем, если чья-то умная голова таким образом вознамерилась сделать крайними сотрудников ГИБДД и вызвать на них последний — решающий — шквал нескрываемой неприязни, то… Почему бы и нет?
Благородная цель вполне оправдывает низменные средства…