6454

Чуть нарушил — сразу в “глаз”

Корреспонденту “МК” удалось заглянуть в подмосковную кузницу штрафов и узнать, что новенького ждет дорожных лихачей
Одно неверное движение, и вас заметят. Нет, это не слоган, а тактика, которой с недавних пор придерживается подмосковная ГИБДД. Корреспонденту “МК” удалось заглянуть в кузницу штрафов — посмотреть, как работает система, и узнать, какую пользу она принесла за время своего существования.
Поделиться

Изображение Чуть нарушил — сразу в “глаз”

После того как гаишники взялись наказывать нарушителей при помощи камер слежения, областное правительство выделило им штаб в Звенигороде. После этого Центр видеофиксации стали называть “глазом” подмосковной автоинспекции. Видеть, что творится на дорогах, сотрудникам ГАИ помогает отечественный прибор слежения “Стрелка”. Эти аппараты расставлены на самых аварийно опасных участках. Они передают изображение на большие плоские мониторы, которые расположены в здании центра, в наблюдательной комнате. Их еще называют стеной. На экраны постоянно смотрят несколько операторов. Каждая проезжающая машина видна как на ладони. Сотрудники настолько увлечены своей работой, что на появление корреспондента газеты практически не отреагировали. Не прошло и минуты, как на моих глазах по Дмитровскому шоссе, ловко “играя в шашки”, на большой скорости пролетел джип. “Гроссмейстер” и не подозревал, что находился под прицелом аппарата слежения, притаившегося на столбе у края дороги. По словам специалистов, прибор безошибочно “вылавливает” автомобиль нарушителя и передает данные о нем в Звенигород. Лихач на джипе, по подсчету комплекса видеофиксации, позволил себе лишние 20 км/ч. На мониторах то и дело выскакивают фотографии “железных коней”, молнией промчавшихся мимо камер. Система крупным планом показывает автомобиль каждого нарушителя, а рядом высвечивает справку о госномере и скорости. За 10 минут моего наблюдения набралось 40 непослушных водителей. Пока я смотрела на мониторы, в зале появился руководитель центра Михаил Климанов.


— Мы расширяемся, — заявил Михаил Федорович. — Сейчас у нас 35 стационарных и 27 переносных комплексов, то есть на штативах — типа КРИСП. В этом году вдобавок к имеющимся на дорогах комплексам видеофиксации установим еще 91 передвижной комплект. И плюс 35—40 постоянных комплексов.


В центре есть еще один зал, где сотрудники целыми днями смотрят на монитор. Это отдел, где по специальной базе проверяются данные на каждого пойманного нарушителя. Хотя комплекс работает четко, но бывают редкие случаи, когда прибор не распознает номер машины. Как правило, это происходит ночью и в плохую погоду, когда цифры на табличке покрыты толстым слоем грязи. Если инспектору не удается разглядеть госномер, то нарушителю квитанцию о штрафе не отправляют, она выбраковывается.


— Но это не минус системе, это естественный процесс, — объяснил Михаил Федорович. — Группа наших специалистов побывала в Германии, чтобы перенять у них опыт работы с системой видеофиксации. Так у них процент брака — 10%.


Если фото четкое и у сотрудников центра не возникает сомнений в правильности номера, то составляется бланк (официально документ называется постановлением). Все это делается автоматически в компьютере. Каждому постановлению присваивается индекс и штрихкод. Там же указываются сумма штрафа и адрес получателя. Потом готовая квитанция распечатывается на принтере. Глядя на него, не перестаешь удивляться — практически через каждые три секунды из принтера вылетают бланки. Поработав минут двадцать, агрегат делает перерыв, а потом снова начинает выплевывать бумагу за бумагой. На мой вопрос, сколько их бывает за день, Михаил Федорович не моргнув глазом ответил: “Вчера, например, 10 тысяч”. Один из сотрудников центра вручил мне увесистую стопку постановлений и указал на второй аппарат, который складывает документы в конверты. Интереса ради я собственноручно запустила в конвертовальную машину листы со штрафами. Через несколько секунд стали появляться беленькие запечатанные конверты, готовые к отправке по почте. Настоящий конвейер — как на заводе.


— Бывает, нас незаслуженно обвиняют в том, что мы подделываем данные и приписываем лишние километры нарушителю, — рассказали в центре. — Но это клевета. Система от начала до конца работает на автомате. У нас даже технически нет возможности вмешаться в процесс. Мы получаем уже готовую справку на нарушителя, которую составляет комплекс видеофиксации и сохраняет на носителе. В конце смены информация из аппаратов автоматически передается в наш центр без возможности исправления данных.


Любопытно, что в “ловушку” не раз попадали милиционеры и чиновники, которые поначалу не верили в эффективность системы и как вихрь проскакивали мимо камер. Как же удивлялись представители власти, когда находили в своих почтовых ящиках квитанции. Однако к банкомату шли беспрекословно и оплачивали штраф. Обычно чем выше должность госслужащего, тем скорее он стремится заплатить, чтобы потом не было неприятностей на работе. Кстати, если не рассчитаться в течение 40 дней, то инспектора могут возбудить административное дело по статье 20.25 КоАП РФ, а после 70 дней направят материал в службу судебных приставов для принудительного взыскания штрафа с нарушителя. По идее, они должны наложить арест на имущество. А могут и ограничить проведение техосмотра, независимо от того, в каком регионе страны живет нарушитель. Тогда автовладельцу не только осмотр не пройти, но и снять машину с учета не удастся.


— К нам периодически приходили возмущенные граждане и утверждали, что не находились за рулем в тот период, когда было зафиксировано нарушение, — рассказал мне один из специалистов центра. — Такое может быть. Просто постановление всегда отправляется владельцу автомобиля, а тот должен доказать, что не он нарушил, а, скажем, его сын, управлявший по доверенности. В этом случае мы приносим извинения, прекращаем производство и возбуждаем новое дело — в отношении доверенного лица.


Но подобная “путаница” с квитанциями, пожалуй, единственное неудобство, которое доставляет инспекторам и водителям система видеофиксации. Правда, совсем недавно были случаи, когда автовладельцы получали по почте постановления не от ГИБДД, а от мошенников. Ловкачи, изучив новую систему, рассылали фальшивые квитанции, в которых указывали свои координаты для оплаты “штрафа”. По идее, там должны стоять реквизиты инспекции. Аферисты сделали пробный шаг (разослали несколько квитанций) и остановились на этом, поскольку сотрудники ГАИ тут же рассказали о махинациях журналистам.


В целом в органах остались довольны новой системой. Комплекс делает все сам: находит нарушителя, определяет скорость и размер штрафа да еще печатает постановление. К тому же контролирует водителей, которые разъезжают без прав. Если такой гражданин проедет через рубежи контроля подмосковной ГИБДД, его остановят на ближайшем посту. То же самое касается и похищенных автомобилей. Комплексы видеофиксации стоят на железнодорожных переездах, на федеральных дорогах и в некоторых городах области. Кстати, приборы следят не только за скоростью. Водитель попадается и в том случае, если едет на красный сигнал светофора.


— За первый квартал этого года по области зафиксировано 179 156 нарушений, — заявил “МК” заместитель начальника ГИБДД по Московской области Анатолий Агапов. — Сумма наложенных штрафов — 133 млн. 62 тыс. 600 рублей. Штрафники пополняют бюджеты муниципальных образований. Мы не скрываем, что у нас две главные задачи. Первая — снижение уровня аварийности, вторая — пополнение бюджетов муниципалитетов. Кстати, по итогам 5 месяцев текущего года отмечается снижение общего количества ДТП.


Многие водители, попавшись два раза на превышении, третий раз уже снижают скорость, проезжая мимо “всевидящего ока”.


В ближайшем будущем сотрудники инспекции намерены возложить на прибор еще одну функцию — следить за лихачами, выезжающими на встречную полосу. Прибор с этой задачей справится легко, но наказать по закону не сможет — за езду по встречке лишают прав, а комплекс только штрафы шлет по почте. Поэтому руководство областной инспекции предложило Госдуме внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Официально предложение звучит так: “Ввести ответственность за выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, зафиксированный специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, в виде штрафа в размере 5 тыс. руб.”


Несмотря на высокую эффективность, система популярна не во всех регионах страны. Комплексы стоят пока только в Подмосковье, Татарстане, Краснодаре, Ставрополе и еще некоторых городах.


— Мы практически шли по целине, потому что в России одними из первых взялись осваивать метод видеофиксации, — поделился Агапов. — Специально ездили в Баварию перенимать опыт зарубежных коллег. Теперь к нам приезжают на обучение специальные группы. Вот коллеги из Твери и Чечни недавно побывали. Мы все им показывали, рассказывали. Они остались довольны.