Всякий, кому подоспело заключать новый договор страхования по самым разным рискам — от гражданской ответственности до хищения автомобиля, — знает: месяца эдак за два до окончания срока действия полиса он становится поистине жертвой неизвестных благодетелей, которые одолевают звонками и наперебой обещают продлить любой договор.
Ладно бы брала нахрапом своя страховая компания! Где-то даже приятно: ишь, не забыли. Но ведь от имени страховой в дверь ломится компания брокерская — с непонятным названием, полномочиями и статусом.
Российский союз автостраховщиков не может объяснить, откуда у сторонних фирм и фирмочек, навязывающих посредничество, оказываются в полном распоряжении базы по заключенным договорам с именами, фамилиями, домашними адресами, марками автомобилей и прочими персональными данными.
Ну, не страшно. Объяснить это можем мы: воруют базы. В ГИБДД, в автосервисах, реже — в страховых компаниях. А может, покупают у отдельно взятого мелкого клерка. А может быть, просто получают в подарок…
Однако, как бы там ни было, за руку пока никого из коробейников не поймали. И за несоблюдение установленных законодательством режимов защиты, обработки получаемой конфиденциальной информации и порядка ее использования в ГАИ, автосервисах и страховых компаниях пока никто не пострадал.
А потому (страшно даже подумать) у сотен брокерских контор (порой с весьма сомнительной репутацией) в наличии имеется полный перечень данных на каждого из нас: кто и за какие деньги купил автомобиль, где хранит — в гараже или на улице — и где со своим автомобилем проживает…
Усыплять бдительность подозрительных автовладельцев телефонные барышни умеют: на возмущенный вопрос “откуда вы берете сведения обо мне?” они без зазрения совести отвечают: мол, статья 30 Закона “Об ОСАГО” предусматривает, что автоматизированная информационная система, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, относится к федеральным информационным ресурсам, а пользование ими является свободным и общедоступным.
И кто-то на это покупается.
А между прочим, зря… Как сказано в той же статье, информация о наших с вами страховых делах, именах, “явках и паролях” является общедоступной за исключением той, которая составляет в соответствии с федеральным законом информацию ограниченного доступа.
То есть содержащую наши персональные данные!
А потому любой звонок доморощенного брокера (если он не переступает границы закона, незаконно завладевая персональной информацией) должен начинаться не со слов “Мы знаем, Иван Петрович, что год назад вы купили “Лексус” за три миллиона рублей. Мы можем продлить вам страховку…”, а со слов “Если у вас, простите, не знаем, как вас зовут, есть…, простите, не знаем, какой автомобиль, то мы готовы помочь вам продлить договор страхования на следующий год”.
Ясно же: вороватый брокер, окольными путями завладевший нашими персональными данными, исповедует принципы, отличные от праведных.
А если учесть, что из страховых компаний фактически похищено уже более 200 тысяч полисов, то есть взято посредниками для дела и не возвращено, то ни одна страховая компания не застрахует нас от приобретения недействительного полиса.
Это значит, что во избежание непредвиденного разорения целесообразно иметь дело непосредственно со страховой компанией, в которую вы сами проторили дорогу. А всякую “мамку”-барышню, навязчиво предлагающую любовь к страхованию по телефону, без обиняков послать на… поиски пропавших полисов.