Чужая зарплата очень интересует. Кто и сколько, особенно если наверху? Но рассказывать о своих зарплатах народ высокого полета не любит и делает это либо по принуждению, либо по неосторожности. Хотя за границей, где к репутации относятся трепетно, а к коррупции — нетерпимо, объявить о своем кошельке иногда полезно. К тому же не дремлет пронырливая пресса, и в результате мир постоянно узнает о расценках на руководителей бизнеса, в том числе и автомобильного. По данным компании «Towers Watson&Co», глава «Ford Motor» Алан Малэлли заработал в 2009 году $17,4 миллиона, что считается неплохим, но отнюдь не выдающимся показателем по отрасли. Чрезмерно резвый Сержио Маркионне, балансирующий на двух стульях (FIAT и «Chrysler»), получил за прошлый год всего $14 миллионов. В активе «Towers Watson» есть немного мутная статистика по лицам второго эшелона. Средняя зарплата исполнительных директоров «Volkswagen», «Ford», FIAT и «Daimler» составляет $11,7 миллиона. Что, кстати, говорит о незавидной доле Маркионне. Его исполнительный директор получает за высиживание на одной табуретке почти $12 миллионов, а он за упражнения сразу на двух всего на $2 миллиона больше.
А с недавних пор и в Японии стали пристально смотреть в чужой кошелек и придумали закон, вынуждающий лиц, получивших больше 100 миллионов иен ($1,1 миллиона), декларировать свой доход. И тут же была рассекречена зарплата Карлоса Гона, руководителя альянса «Renault-Nissan». За работу под японским флагом он получил в прошлом году $9,5 миллиона и еще $1,5 миллиона (1,24 миллиона евро) за работу под французским знаменем. И хотя по американским и европейским меркам это не самый выдающийся доход, на годовом собрании «Nissan» один из акционеров возмутился и крикнул Карлосу в лицо: «Хотя бы один человек в компании подверг сомнению вашу зарплату?»
Про доход руководителей нашего автопрома сведений мало. Но из открытых источников известно, что Владимир Артяков, недолго руководивший крупнейшим российским автозаводом, в виде премий получил $50 миллионов. Есть основания полагать, что это самый высокий доход в мировом автопроме. Видимо, Артяков — лучший топ-менеджер в автомобильном мире…