— Процедура ввода новых требований к бензину для нас не нова, — говорит и.о. замруководителя департамента природопользования и окружающей среды Москвы Марина Вакула, — в 2005 году мы уже обязали заправщиков продавать топливо не хуже класса Евро-3. Необходимо снижать вредное воздействие автотранспорта. В воздухе около 80% загрязняющих веществ идут от машин. Всем этим нам приходится дышать. Особенно плохо было летом, когда частицы, содержащиеся в дыме, впитывали в себя грязь, а потом попадали к нам в легкие.
Она заявила, что дефицита бензина в связи с ужесточением требований быть не должно. Основные НПЗ, поставляющие топливо в столицу, готовы продавать Евро-4. В то же время г-жа Вакула обмолвилась, что сейчас в Москве только две компании продают горючее, отвечающее грядущим правилам.
— К нам поступили обращения от многих компаний, — говорит начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Елена Котелкина, — о том, что они не будут готовы продавать бензин более высокого экологического класса. Не совсем понятно, что же произойдет на рынке после введения новых правил. Сейчас в Москве и Петербурге худо-бедно сложились конкурентные отношения между продавцами бензина. Топливом торгуют многие, что не дает кому-то стать монополистом. К слову, в других регионах все хуже, и рынок зачастую занят одной-двумя крупными компаниями. Есть серьезные опасения, что и в Москве станет точно так же — останется всего несколько фирм.
Логично предположить, если в столице появятся топливные монополисты, то цены неуклонно полезут вверх. Конкурировать-то будет некому. Кроме этого благовидным предлогом задрать цены станет и аргумент, что новый экологический класс обходится дороже в производстве.
Предположить сейчас, насколько подорожает топливо, очень сложно. Зависеть это будет от жадности поставщиков. Г-жа Вакула решила успокоить автомобилистов и высказала мнение, что в столице не будет резкого скачка цен. Она напомнила, что в Подмосковье-то все останется на прежнем уровне. Соответственно, столичным заправщикам будет невыгодно задирать ценники, когда рядом тот же товар будет стоить дешевле. Хотелось бы думать, что так оно и будет. Вероятнее же, как нам кажется, другой сценарий — горючее в области подорожает вслед за столичным.
Недавно принятый техрегламент все равно обяжет российских производителей бензина переходить на более качественное производство. Так, в 2011 году по всей стране должны начать делать горючее не ниже Евро-3, в 2014-м — Евро-4, в 2015-м — Евро-5. Как мы видим, от масштабных реформ все равно не уйти.
Примечательный факт — как было сказано выше, две фирмы в столице уже продают бензин Евро-4. Цены у этих компаний за более высококачественный бензин такие же, как за Евро-3, которым торгуют все остальные. Против конкуренции не попрешь. Логично предположить, что с переходом в 11-м году на высококачественный бензин его можно будет продавать без убытка по старым ценам. Но скорее всего этого не произойдет, ценники вырастут, а мы услышим объяснение — Евро-4, мол, дороже в производстве.