6556

Снова в школу

Дорожное законодательство в России столь часто и кардинально меняется, что водителям впору вновь садиться за парту
Двадцатые числа ноября могут стать для страны внеочередным “днем жестянщика”. В этот день в силу вступят новые правила движения на перекрестках с круговым движением.
Поделиться
Изображение Снова в школу

20-го числа вступит в силу новая версия ПДД. В частности, водителям придется привыкнуть к новой схеме организации движения на кругу. Если сейчас приоритет имеют автомобили, въезжающие на перекресток с круговым движением, то с 20 ноября будет все наоборот: правом на беспрепятственный проезд станут обладать те, кто уже на кругу. Связаны подобные нововведения с заторами. Во всем мире перекрестки именно с круговым движением считаются наиболее оптимальными, и лишь в России “бег по кругу” ничего, кроме “пробок”, не приносит. В ДОБДД пораскинули мозгами и пришли к неожиданному открытию: оказывается, во всем цивилизованном мире приоритетом обладают именно те, кто уже въехал на круг. Эксперимент, конечно, опасный (даже в ГИБДД признают, что поначалу количество аварий на перекрестках с круговым движением возрастет в разы), но зато в обозримом будущем ездить по кругу станет намного проще. Чтобы водителям легче было перестроиться на новый лад, ГИБДД обещает помочь: при въезде на круг установят дорожные знаки “Круговое движение” в сочетании со знаком “Уступи дорогу” или “Движение без остановки запрещено”.

Еще из новшеств в ПДД — обязательное использование даже в дневное время суток ближнего света фар. Ездить днем с огнями ПДД предписывают и сейчас. Но включать ближний свет нужно лишь вне населенных пунктов. То есть, скажем, в Москве или в другом мегаполисе жечь лампы днем ни к чему. Но с 20 ноября 2010 года зажигать огни придется даже тем, кто не выезжает за пределы населенного пункта.

Появятся в новых ПДД и разъяснения по теме, как себя вести при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу. Они позволят избежать двойного толкования того, как именно водитель должен уступить дорогу пешеходу. В нынешней редакции Правил лишь сказано, что водитель обязан уступить дорогу пешеходу, но непонятно как: притормозить или быстро проехать? Ведь и то и другое действие позволяет не создать помех топающему по “зебре”. Поправки, внесенные в пункт 14.1 ПДД, четко регламентируют действия шофера: “водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода”.

Обновленный пункт Правил, по мнению руководства ДОБДД, позволит как снизить количество аварий на “пешеходниках”, так и ликвидировать необоснованные придирки инспекторов ДПС к водителям, которые якобы не уступили дорогу людям, стоящим на тротуаре около пешеходного перехода.

Благодаря уточнениям “безлошадного” можно назвать переходящим проезжую часть, только когда он находится на “зебре” или поставил на нее хотя бы одну ногу.

Кстати сказать, до конца этого года изменятся и другие пункты ПДД, а также КоАП РФ. И не лишним будет еще раз напомнить шоферам о том, что же изменилось за это время на дороге. Тем более что в силу своей правовой отсталости многие узнают об этом впервые.

Повторение пройденного

Этапы большого пути впечатляют. Правда, не все новации делают дорогу безопаснее, придорожных милиционеров честнее, а водителей — дисциплинированнее. Так, 6 августа утратило силу примечание к статье 27.12 кодекса, в котором говорилось о пресловутых 0,3 промилле. Отныне любое наличие алкоголя в “выхлопе” водителя считается опьянением, а значит, испытуемому на ближайшие полтора-два года руль не светит. Причем от врачей-наркологов более не требуется выявлять клинические признаки опьянения — достаточно лишь показаний прибора. А между тем 0,02 миллиграмма алкоголя на литр выдыхаемого воздуха составляет погрешность большинства алкотестеров, которыми “продувают” водителей гаишники и наркологи. В итоге сегодня практически каждый обвиненный гайцами в пьянстве за рулем водитель лишается судом прав автоматически. Или дает взятку.

Также с 6 августа усилилась ответственность за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками. Если раньше часть 1 статьи 12.2 КоАП РФ карала 100 рублями штрафа, то теперь закон позволяет “раскулачивать” водил на 500 “деревянных”. Кроме того, из новой редакции статьи ликвидировано слово “зарегистрированным”. Это означает, что “пятихатку” теперь можно требовать даже с водителя только что купленной машины, не повесившего (или повесившего, но не на то место) регистрационные знаки “Транзит”. До 6 августа наказать “транзитников” за нечитаемые знаки было невозможно.

Но если любители прятать свои “жестянки” от камер ГИБДД думают, что они отделались малой кровью (дескать, подумаешь, в пять раз больше стал штраф), то спешим их расстроить. Для поклонников различных сеточек и хитрых стеклышек из оргстекла часть 2 статьи 12.2 Административного кодекса законодатели переписали с поправкой на современные реалии. Теперь она звучит так: “Управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию (различные сетки, пленки, шторки и прочие “девайсы”, скрывающие регистрационные знаки. — Ред.)”. Сколько это стоит? Штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Следующим красным днем календаря стало для российских автомобилистов 23 сентября — в силу вступила вторая порция поправок в КоАП РФ. С этого момента “рулевые”, чьи автомобили затонированы вопреки предписаниям ГОСТа, рискуют нарваться на 500-рублевый штраф (до этого чрезмерное чернение “лобовухи” и боковых стекол обходилось в 100 рублей).

Нарушения дорожают

А 21 ноября 2010 года моторизованному населению страны придется смириться с вступившей в законную силу третьей частью поправок в “автомобильную” главу Административного кодекса. В частности, с этой даты за выезд на трамвайные пути встречного направления можно гарантировать себе пешую жизнь на срок от 4 до 6 месяцев (сейчас это прегрешение “священники” от ДПС отпускают за 1000—1500 рублей).

И еще одно новшество во “встречном” вопросе. С 21 ноября на штраф в 5000 “деревянных”, а не на лишение “прав” могут рассчитывать ездоки по встречной полосе. Правда, лишь в том случае, если факт нарушения зафиксирован средством автоматической видеофиксации. Если же это дерзкое и, несомненно, опасное преступление случится на глазах гаишника, то по закону инспектор должен изъять у нарушителя права.

Повысится в цене (со 100 до 300 рублей) “несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги”. Как показывает аварийная статистика, крайне много аварий совершается именно из-за игнорирования водителями разметки и знаков. Если увеличение штрафа до 300 рублей не внесет вклад в дело повышения безопасности на дорогах, то законотворцы предрекают статье 12.16 “инфляцию” (речь может идти о штрафе в 1000 условных единиц в российской валюте).

Езда во встречном направлении по дороге с односторонним движением сейчас расценивается как езда по “встречке” со всеми вытекающими последствиями. Но между тем многие водители без злого умысла прут в лоб потоку. Организация дорожного движения в городах столь часто меняется, что за всем не уследишь: еще вчера ты ехал по улице с двухсторонним движением, а уже сегодня ее превратили в “односторонку”. Да, ездить надо по Правилам, по знакам и по разметке, а не по старой памяти, но все же превращать человека в пешехода из-за его невнимательности — это, знаете ли, хоть и по закону, но не по понятиям. Именно поэтому новая редакция КоАП РФ сделает для ездоков против односторонней “шерсти” некое послабление в виде вилки: либо штраф в 5000 рублей, либо лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. Ну хоть на том спасибо.