Без тотального охвата проблему заторов тотально не решить
— Интеллектуальная транспортная система включает в себя почти все: управление светофорами, общественным транспортом, коммунальной техникой, создание систем информирования пассажиров, системы видеонаблюдения и многое другое, — говорит исполнительный директор группы компаний “М2М Телематика” Алексей Смятских. — Добиться реальных результатов можно только так: комплексно подходя к решению задачи.
В последние годы определенные работы в разных областях велись, но делалось это бессистемно. Часть технологий уже устарела. К примеру, системе управления светофорами “Старт” уже около 20 лет. И особых подвижек в ее усовершенствовании не произошло.
Необходимо сделать как можно более полную систему информирования людей. Сюда входят информационные табло на остановках, где указывается время прибытия транспорта, увеличение количества экранов, на которых отображается ситуация на дорогах (вроде тех, что при въезде на ТТК). Все это способно дать реальную пользу. Взять то же оповещение о движении автобусов. Ожидающий пассажир, видя, что нужный ему автобус придет только через 20 минут, может поехать на другом, который проходит не совсем там, но рядом, сэкономив время на ожидании.
Подобная технология начинает реализовываться в Рязани. В июне 2009-го там открыли комплексный маршрутный указатель (КМУ) движения городского пассажирского транспорта, предназначенный для online-информирования пассажиров о фактическом графике движения муниципального пассажирского транспорта и времени его прибытия. Первое информационное табло КМУ установлено в центре Рязани на остановке “Дом художника”. Комплексный маршрутный указатель использует данные, предоставляемые системой мониторинга городского транспорта на базе ГЛОНАСС/GPS, и способен с точностью до одной минуты прогнозировать и выводить на информационные табло время прибытия транспорта на остановку с учетом скорости движения пассажирского транспорта, остановок на светофорах, пробок и т.д. В столице “информационная остановка” есть на “Щукинской”. Исследования показали, что время ожидания сокращается на 15—20%.
Некоторые технологии можно внедрить достаточно быстро. В частности, систему управления движением и светофорами. Сюда входит как создание выделенных полос для общественного транспорта, так и централизованное управление светофорным хозяйством.
Большой брат следит за автобусом
Недостаточно просто оповестить пассажира о том, что транспорт задерживается и будет, допустим, через 30 минут. Нужно сделать так, чтобы автобусы и троллейбусы ходили точно по расписанию. Вот что самое сложное. Первым делом необходимо изучить транспортные потоки. Для этого всю технику нужно оснастить навигационными системами. Зная местонахождение автобуса, его скорость, транспортную ситуацию, можно оперативно вносить изменения в движение, высылать дополнительный транспорт в случае, если по какой-то причине график движения сильно сбивается.
— Обязательно должна быть техника разного размера, — говорит г-н Смятских. — Поясню: в будни на определенном маршруте одна нагрузка, в выходные — другая. Имея нужную информацию, можно менять большие автобусы на маленькие.
Подобная система уже есть опять-таки в Рязани. Внедрение элементов ИТС здесь началось в 2009 году, когда ГЛОНАСС-оборудованием в городе было оснащено около 700 единиц транспорта различного назначения, преимущественно муниципального. По результатам использования технологий ГЛОНАСС регулярность движения пассажирского транспорта возросла до 99,9% (!), экономия на горюче-смазочных материалах достигла 25%. Оптимизировали работу служб экстренного реагирования — и скорость прибытия бригад “скорой помощи” в Рязани возросла на 10%.
По словам Алексея Смятских, основы интеллектуальной транспортной системы в Москве уже заложены. В Мосгортрансе функционирует система управления пассажирскими перевозками на базе программно-аппаратного комплекса НПП “Транснавигация”. Это 1500 автобусов. В Московской области также развернута навигационная система “Транснавигации”, под контролем которой находится 6 тыс. автобусов. Обе системы можно безболезненно интегрировать в единую ИТС.
— По моим прогнозам, элементы интеллектуальной транспортной системы Москвы начнут внедрять в третьем квартале 2011 года, и за год можно проделать очень большую работу по решению наиболее острых транспортных проблем, — говорит г-н Смятских.
Он сообщил, что сейчас на основании концепции интеллектуальной транспортной системы Москвы разрабатывается техническое задание с учетом пожеланий всех заинтересованных специалистов и учреждений. На развертывание системы уже планируется бюджет. “Далее, думаю, будет организован муниципальный конкурс на реализацию проекта”, — сказал Алексей Смятских.