5626

Спасут ли от пробок перехватывающие парковки?

Ныне существующие — вряд ли, показал рейд “МК”
Создание сети перехватывающих парковок — один из главных путей решения транспортных проблем столицы. Но судьбу этих парковок в Москве счастливой точно не назовешь.
Поделиться

Все наоборот

Отличительная особенность настоящей перехватывающей парковки — нахождение на периферии. Водитель, не доезжая до пробки, оставляет машину на специальной стоянке, пересаживается на метро или автобус и едет по своим делам. В Москве же все наоборот — автомобилист часами стоит в заторах для того, чтобы, преодолев все и немного не доехав до места назначения, оставить машину в паркинге за сумасшедшие деньги.

Другой отличительной особенностью перехватывающих парковок кроме местоположения должна быть доступность. С этим у нас тоже туго. Почему-то считается, что если у человека есть машина, значит, он небеден. На самом деле 50—100 рублей в час для многих непозволительная роскошь, поэтому горожане стараются кинуть машину на улице, так дешевле. Несмотря на это нам удалось-таки найти парковку, хотя бы частично отвечающую требованиям перехватывающей.

…“Внимание! Центр города перегружен транспортом, пользуйтесь перехватывающей парковкой!” — написано на дорожном щите около площади Крестьянской Заставы. Дорога объяснена не очень очевидно, искомое место нашли лишь со второй попытки.

При въезде на стоянку установлены пропускные автоматы, точь-в-точь такие, как на парковках около аэропортов. Рядом с ними уныло разгребает снег работник. Видимо, ему надоело быть одному, так как он живо вызвался рассказать о вверенной ему территории.

— Мы тут уже не первый год, — объясняет парковщик, — наша отличительная особенность — доступность. На целый день машину можно оставить всего за 40 рублей (именно день, а не час). 120 рублей за ночь.

Несмотря на удивительно низкие расценки, свободных мест много. Судя по тому, что часть авто засыпана снегом, местные жители пользуются этой площадкой как обычной стоянкой около дома.

— Очень хорошая стоянка, — говорит оставившая машину женщина, — дешевая. Я, правда, нечасто ей пользуюсь. Работаю в области и в Москву приезжаю всего пару раз в месяц. Очень неудобно то, что она далеко от МКАД. Много пробок приходится преодолеть.

Так что и дешевизна на статус перехватывающих парковок влияет не лучшим образом.

Гладко было на бумаге

План расположения парковок-“перехватчиков” НИиПИ Генплана Москвы разработал еще в 2002-м. Их ввод должен были начаться в следующем, 2003 году. Проектировщики определили больше 50 участков, где лучше всего оборудовать паркинги.

К 2020 году на подходах к Садовому кольцу чиновники собирались построить паркинги общей вместимостью 40 тысяч машин, перед границами Центрального округа — на 90 тысяч мест, у МКАД — на 20 тысяч. Стоянка у МКАД, по планам властей, предполагалась бесплатной, в спальных районах нужно было бы платить от 10 до 20 рублей в день, в центре — 20—30 рублей в час.

Поскольку идея понравилась, тянуть с ее реализацией не стали: в мае 2003 года сделали ту самую парковку на 320 машиномест на площади Крестьянской Заставы. Для доставки автомобилистов в центр даже ввели дополнительные маршруты микроавтобусов. Москвичам пообещали, что в том же году на направлении Волгоградский проспект — Марксистская улица — Лубянская площадь появятся еще несколько автостоянок.

Эксперимент с треском провалился. Автомобилисты, доехав до перехватывающей парковки, отказывались оставлять на ней машины. Зачем? До центра-то рукой подать.

Через несколько лет открылись еще несколько парковок, в частности на Гагаринской площади и у станций метро “Красные ворота” и “Тульская”. Чиновники гордо называли их перехватывающими, но фактически они таковыми не являлись, в первую очередь из-за кусачих цен.

Дорого и плохо

…Едем по Большой Тульской улице в сторону центра. Недалеко от места, где мы пересекаем ТТК, стоит новое здание Арбитражного суда столицы. По идее, коли здесь планировали сделать перехватывающую парковку, должны быть и указатели. Их нет.

— Вот это многоэтажное здание — построенная стоянка, — говорит руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский. — Реально паркинг обслуживает посетителей суда. Окрестные улицы заняты парковщиками, одетыми как милиционеры и не дающими оставить машину. Работники стоянки загоняют всех под крышу. Надо отметить, что цены здесь не такие либеральные: 50 рублей час, 250 — сутки, 6 тысяч — месяц.

Одним из самых неудачных примеров строительства дорогих парковок стала стоянка на Гагаринской площади. Несмотря на хорошее инженерное исполнение (находится под землей, удобные заезды), она на удивление неэффективна. Во-первых, далеко от МКАД. Во-вторых, дорого: 50 рублей в час либо месячный 12-часовой абонемент за три тысячи. В-третьих, далеко от метро. Это самый существенный ее недостаток. Экспертами высчитано, что оптимальное время пересадки с авто на подземку — 1 минута.

Чиновники много говорили о первом пересадочном узле на Калужской. Действительно, можно сесть на автобус, находясь под крышей. Метро хоть и близко, но все-таки не соединено с остановками. Главный же прокол этого места — отсутствие парковки. Паркинг, имеющийся здесь, — обычная магазинная стоянка. График работы привязан к торговому центру. Машину можно оставить с 8 утра до 11 вечера. Очевидно, что первые желающие оставить машины появятся гораздо раньше.

По счастью, не все так безнадежно. Примером может стать перехватывающая парковка около метро “Выхино”. Место расположения, безусловно, удачное, водители уже могут не стоять в пробке, чтобы добраться до стоянки. Цены опять-таки не кусаются. Оставить машину на весь день обойдется в 50 рублей. К сожалению, здесь нет крыши, да и на парковочные автоматы денег не хватило — приезд-отъезд машин отслеживают местные парковщики. У стоянки нет никакого соединения с метро, нужно идти по улице.

Сколько сейчас перехватывающих парковок в Москве — не знает никто, даже специалисты. “Точных цифр я вам не скажу, — на днях заявил замминистра транспорта РФ Олег Белозеров. — Но в ближайшее время мы начнем активное создание парковочного пространства в столице. Идеология будет прописана в федеральной целевой программе “Развитие транспортной системы России” до 2019 года, в которой есть большой раздел, посвященный Московскому региону. Президент поставил задачу внести в нее все необходимые изменения до 1 марта. Я думаю, что к концу декабря мы детально проработаем эту программу, а в конце января представим ее на обсуждение правительства”.

Ждать осталось недолго?