2912

Откуда берутся заторные новости?

“МК” узнал, как обрабатываются оперативные данные по московским пробкам
В Москве пробками уже никого не удивишь. Все к ним привыкли и потихонечку осваивают разные способы. Главное же во всем этом — информация. Главный помощник столичного автомобилиста — Интернет.
Поделиться

— Все начинается с рядового пользователя, — говорит менеджер сервиса “Яндекс.Пробки” Евгений Гребенников, — точнее, даже с дороги. Миллионы людей каждый день выезжают на улицы. У некоторых из них есть телефоны, передающие данные. Информацию о пробках мы как раз получаем от этой техники. Нужно, чтобы телефон был подключен к Интернету, имел встроенный GPS-приемник, а также на нем были установлены “Яндекс.Карты” с включенной опцией “сообщать о пробках”.

Специалистам известно лишь текущее положение устройства и его скорость. Вся полученная информация обезличена. Примечательно, что данные приходят не только от рядовых пользователей, но и от компаний, имеющих крупный автопарк, двигающийся по городу.

— После того как информация приходит к нам, она попадают в так называемый анализатор, — говорит г-н Гребенников. — На этой стадии решаются две большие задачи: во-первых, полученные данные нужно привязать к карте, во-вторых отфильтровать неправильные. Поясню, что это значит. Для наших специалистов переданные пользователями сведения выглядят весьма своеобразно. Дело в том, что GPS-приемники зачастую врут, поэтому разброс координат о месте положения может быть весьма существенным. Выглядит так, будто водитель не по дороге едет, а скачет в разные стороны. Переданная точка, где якобы находится автомобилист, может находиться и в 50 метрах от дороги. Наша задача проанализировать имеющуюся информацию, обработать ее и привязать к карте, так чтобы все было понятно.

Кроме погрешностей, вызванных навигаторами, есть еще “неправильные данные”, которые нужно отфильтровывать. Что это такое? Представим ситуацию, когда водитель останавливается на какое-то время, чтобы купить цветы или, допустим, батон хлеба. Фактически он портит общую пробочную картину, так как продолжает передавать данные, согласно которым он стоит, хотя пробки нет. Задача анализатора эту информацию выкинуть. Также нужно отсеивать сведения, переданные пешеходами, с включенными на телефоне “Яндекс.Картами”. Алгоритм вычисления “безлошадных” людей такой: учитывается пройденный пользователем маршрут за последний час, 20 минут, расстояние.

После всестороннего отсева информация от пользователей попадает в агрегатор. Поначалу картинка выглядит не очень информативно. Люди в пробке движутся рывками, то разгоняясь, то тормозя. Если данные не обрабатывать — получается путаница. Эдакая чересполосица, где желтый чередуется зеленым и красным. Агрегатор усредняет картинку, делая ее понятной.

В конце полученная информация отправляется по назначению. Ее можно увидеть в Интернете, она приходит пользователям на мобильные телефоны, а также может отображаться на больших уличных экранах, чтобы водители представляли ситуацию на дорогах.

Чем больше людей передает информацию, тем точнее получается карта пробок. По словам разработчиков, значительный рывок произошел за последний год. Этому сильно поспособствовало то, что несколько крупных операторов сделали трафик для информации о пробках бесплатным. Несмотря на все это, нарекания к сервису есть. Информация порой бывает неверной. Работники “Яндекс.Пробок” периодически устраивают проверку сами себе. По главным магистралям отправляют автомобили с точной измерительной аппаратурой, которая собирает разные сведения. После этого полученные данные сравнивают с тем, что показывала программа. В общем, работники довольны достоверностью карты пробок. Сами они оценивают ее в 75%.