Юморист, однажды съязвивший, что, мол, «русские предпочитают покупать внедорожники вместо строительства дорог», был прав, но лишь отчасти. Есть еще один аспект этой общенациональной страсти к полному приводу. Если рафинированные европейские горожане в попытках облегчения парковки покупают авто с внешними габаритами, стремящимися к нулю, то у нас аналогичный позыв выливается в совершенно иное. А именно — в приобретение авто с приводом на все колеса и максимально возможным дорожным просветом. Чтобы можно было парковаться в недоступных обычным легковушкам местах: в сугробах, на тротуарах с полуметровыми бордюрами и еще не огороженных газонах. Надо признать, что нынешняя зима стала еще одним подтверждением правильности вышеизложенного подхода. Впрочем, героям этой заметки, несмотря ни на какие маркетинговые сказки, манера поиска места для стоянки по принципу «где увидел свободный сугроб, там и встал» подходит лишь отчасти. Они ведь не настоящие «проходимцы», а фактически машинки класса «С», оснащенные подключаемым электроникой полным приводом, со слегка увеличенным клиренсом и дизайном кузова в духе «хочу быть джипом». Штурмовать на таких машинах бездорожье серьезней немного размытой грунтовки — затея рискованная. А вот преодоление еще рыхлого снежного бруствера во дворе, оставленного щеткой пилотируемого лихим азиатом «Белоруса», — самая подходящая для кроссовера задача. В общем, перед нами типичные городские внедорожники.
Ford Kuga в практически неизменном виде присутствует на российском рынке уже почти три года. Появление в течение этого срока в комплектации машины новых двигателей и КП не в счет. А вот KIA Sportage за это время успел сменить поколение: в прошлом году на отечественные направления выкатилось аж третье. Если Kuga со своим кинетическим дизайном экстерьера уже успел стать привычной деталью российского дорожного пейзажа, то новое поколение Sportage стало чуть ли не революцией в сознании приверженцев марки. Теперь внешне машина, в отличие от страшноватенького предшественника, воспринимается как вполне европейская. Даже некогда казавшаяся модерновой «мордочка» Kuga на фоне «корейца» выглядит более строго и консервативно. Создатели всех этих корейских углов и крутых изгибов в оформлении как головной оптики, так и всей передней части авто явно пытались придать машине порывистости и энергии — создать эдакий юношеский имидж. Помимо собственно молодежной аудитории такой визуальный посыл обычно неплохо цепляет уже далеко не юных потенциальных покупателей, в глубине души отчаянно тоскующих об ушедших годах. Совершенно правильный дизайнерский ход. Прикиньте, сколько наберется начинающих сознательную жизнь «человеков разумных», способных выложить более миллиона целковых за новую корейскую машину? Думается, немного. А молодящихся представителей платежеспособного среднего класса (даже в экзотически-российском его понимании) бродит по улицам городов в достаточном для автобизнеса количестве. В общем, что касается внешности, Kuga и Sportage вполне стоят друг друга. А если смотреть на них сзади, то вообще сложно выделить явного фаворита. Оба хороши, как говорится.
Если же заглянуть внутрь машин, то тут разница впечатлений окажется гораздо существенней. Даже посадка на водительское место сразу расставляет все точки над «ё». Ваша спина, например, сразу сообщит вам, что боковая поддержка кресла в Kuga куда более существенна, нежели в Sportage. Ford четко фиксирует ваш организм в своих объятиях, в то время как KIA по-простецки предлагает вальяжно развалиться. Центральный тоннель с рукояткой АКП у машин располагается на разной высоте. У «корейца» ниже, что также способствует большему ощущению простора при нахождении в авто. Пространства же над макушкой в «американце» (хотя на самом деле он родом из Европы) заметно больше. Таким образом, тесно на передних сиденьях не покажется ни в том, ни в другом авто, а все нюансы — на любителя: кому-то по вкусу европейская собранность, а кому-то — «американский душок». Что касается убранства приборных досок и центральных консолей, то тут все достаточно просто. Ford Kuga в этом смысле практически полностью копирует соответствующие элементы давным-давно ставшего «общим местом» Ford Focus второго поколения. Те же круглые черно-белые шкалы циферблатов, тот же оранжевый цвет индикатора бортового компьютера, тот же вид мультимедийного комплекса на центральной консоли. Все привычное и какое-то правильное, что ли. Европейское такое. У «корейца» на самом деле тоже нет никаких особых сюрпризов — все в духе тех же Cerato и Cee’d. Другое дело, что текущий корпоративный стиль марки, будучи вполне цивильным, пока еще слишком юн для звания классического. Красно-белые циферблаты прекрасно читаются, но слишком уж много тут «крови». Особенно с учетом размеров монитора бортового компьютера. Впрочем, это тоже на вкус и цвет, как говорится… С точки зрения человека ростом 180 сантиметров и весом 80 килограммов, задние диваны в обоих авто имеют минимум отличий: высидеть тут дальнюю дорогу — занятие малопривлекательное. Места для ног все-таки маловато. Но недолгие поездки по городу вполне выносимы. Тем более что ни плечи, ни макушки двух взрослых пассажиров (даже в объемной зимней экипировке) никаких неудобств испытывать не будут. Удобство грузоперевозок в машинах также имеет ряд нюансов. На первый взгляд явное превосходство Sportage в объеме багажного отделения (564 литра против 410 у Kuga) заметно сглаживается, когда обнаруживаешь, что стекло задней двери Ford открывается отдельно. В воскресной поездке по супермаркетам, когда требуется набить багажник кучей разнокалиберных свертков и пакетов, эта опция приобретает порой решающее значение.
В распоряжении редакции оказались Ford Kuga и KIA Sportage, оснащенные двухлитровыми дизельными агрегатами и автоматическими полноприводными трансмиссиями. Одинаковой техническая «начинка» машин кажется лишь на первый взгляд. Если мощность силового агрегата «корейца» составляет 136 л.с., то двигатель Ford может похвастать 163 л.с.
А гидротрансформаторной шестиступенчатой КП корейской машины противостоит не настоящий «автомат», а фордовская роботизированная PowerShift с двумя сцеплениями, передающая мощность и момент от двигателя к колесам с большей эффективностью. Зато у Sportage в трансмиссии предусмотрен режим блокировки межосевого дифференциала. Понятное дело, эта электронная блокировка — вещь достаточно условная, но все же… На ходу Kuga оказался более резвым, нежели Sportage. Но это не значит, что за рулем «корейца» вы почувствуете себя обделенным энергией, — в этом смысле тут все сбалансированно и гармонично. Впрочем, это было ясно еще на стадии сравнения заявленных ТТХ. А вот управляемость и качество работы подвесок машин можно сравнить лишь на ходу. В этом смысле Ford оказался чуть лучше. Читатель наверняка помнит, что, касаясь свойств салонов авто, автор назвал Kuga европейским авто, а Sportage — более «американистым». В плане поведения на дороге машины продолжили начатую в салоне тему. Собранный, «плотный» Ford — и чуть более вальяжный KIA. Да и более шумная работа подвесок «корейца» при прохождении неровностей способствует поддержанию такого впечатления. В процессе езды по городу выяснилось, что более мощный Ford Kuga имеет меньший «аппетит». Его бортовой компьютер показывал средний расход дизтоплива в районе 9–10 л на 100 км. Электроника KIA Sportage в аналогичных условиях выдавала 10–11 л на 100 км. Пожалуй, этот факт можно списать на присутствие в трансмиссии Ford продвинутого «робота».
И самое главное — цены. Обе машины, оказавшиеся в распоряжении редакции, как это принято в представительствах фирм-производителей, имели практически максимальную комплектацию. Соответственно цены на эти авто составляют примерно 1 370 000 рублей для KIA Sportage и 1 450 000 — для Ford Kuga.