Но трудно расставаться с иллюзиями. Особенно на распродаже. Пока покупателей нет, приятно потешить себя качеством товара. Когда появляется покупатель, тем более есть нужда приукрасить действительность.
Но вот вроде бы справились, заграницу к делу приспособили, ждем результатов. Теперь их очередь тратиться, страдать головной болью, удивляться итогам. Конечно, мы тоже где-то рядом и всегда поможем. Вон французы заплакали, что не могут на ВАЗе мафию побороть. Пришлось идти на выручку, устраивать спецоперацию, уговаривать силовиков заняться делом.
Ну, а пока все более-менее крутится, модернизируется, нам остается необременительно занятие, обожаемое, привычное в веках – сочинение сказок. Тем более, что к результатам мы теперь непричастны, а сделать вид, будто все еще в деле – пригодится.
Главная иллюзия, она же сказка, начатая перед распродажей, продолженная во время ее и оставшаяся на длительное доигрывание – легенда о компетенции. Когда в 2009 году прикидывали, что делать с ВАЗом, Евгений Шмелев, на тот момент главный конструктор, горевал о ее грядущей утрате. Он видел, что модернизация предприятия будет сведена к контрактной сборке румынских, французских и японских машин, а собственное изобретательство автомобилей прекратится. Шмелев пытался объяснить, что мы умеем делать отличные машины, прекрасно разбираемся в теме и должны продолжить традицию. Но почему-то ему не поверил даже Путин, грамотно разыгравший комбинацию с наивными французами, в результате которой появился неплохой шанс избавить страну от вечных «Жигулей».
Следующий энтузиаст русской компетенции, как ни странно, швед Бо Андерсен, Президент группы ГАЗ. Его никчемный завод, проваливший все затеи по выпуску легковых машин и созидающий невыносимую «Газель», получил спасение от VW и то же перестает делать собственные автомобили. Есть надежда, что навсегда. В прощальном слове по этому поводу Андерсен сказал «Сотрудничество c компанией «Volkswagen» основано на профессионализме команды ГАЗа и на нашей готовности выпускать качественные автомобили для потребителей. Совместный проект с компанией «Volkswagen» позволит нам модернизировать наши производственные мощности, развивать наши компетенции» Отлично, что ГАЗ наконец-то готов выпускать качественные автомобили, вот только компетенции у него никогда не было. Как и самого качества.
Распродажа окончена. Купив российский автопром, иностранцы потихоньку начинают работать на нас. Теперь про свои компетенции нам можно и помолчать.
Распродажа
Сумеет ли заграница реанимировать исконные российские автозаводы?Наш традиционный автопром (который еще остался) идет с молотка. Чтоб его как-то пристроить, правительство долго упражнялось в финансовой реанимации и постройке деревень им. Князя Потемкина. На ВАЗ кинули чудовищные 75 миллиардов, ради ГАЗа свернули в бараний рог податливую заграницу. Зато в результате пристроили оба неликвида. А что делать, если люди никому не нужны, ни на что не способны, ничего не умеют и не хотят?