1344

Гримасы автокультуры

Нашей стране так долго и так сильно хотелось хоть какую-нибудь машину, что было не до нюансов. Ситуация напоминала всеобщую мечту о колбасе: никого не интересовало, насколько она съедобна, главное – чтоб была. И когда в стране случилась колбаса и машины, несколько лет подряд люди просто брали их и пользовались по прямому назначению.
Поделиться

Изображение Гримасы автокультуры

Параллельно с исчезновением очередей за «Жигулями» и едой и появлением на рынке свободного товара, начала потихоньку формироваться автомобильная пресса, а следом за ней и автомобильная культура. При чем на тот момент автомобильная журналистика была проста и незатейлива – корреспондент катался на машине, про которую страна еще не знала и просто рассказывал о ней. Этого вполне хватало. Но постепенно рос профессионализм, а вместе с ним и запросы. И тогда одно из автомобильных изданий взяло в пример главный европейский автомобильный журнал «Auto Motor und Sport» и стало немного по-своему тянуться к этому эталону, впервые в нашей истории заявив невиданное явление – тест-драйв. Два основных эксперта издания были из лаборатории управляемости и плавности хода АЗЛК, поэтому тесты проходили преимущественно вокруг этих двух параметров. А поскольку ничего другого еще не родилось и прочие газеты-журналы лишь слабо копировали лидера, то постепенно вся страна была выдрессирована на эту самую управляемость и плавность. И вслед за основным печатным органом остальные завели себе тест-пилотов и бросились мучительно тестировать технику. И народ страстно полюбил управляемость, начал понемногу в ней разбираться и учить друг друга этой премудрости. Попутно покупатели стали мучить тематическими вопросами продавцов, те занялись самообразованием и на сегодня мы имеем весьма устойчивую тему обывательских, клиентских и профессиональных разговоров о главном в автомобиле – об управляемости. О том, что это лишь одна из многих черт машины говорить уже поздно. Пропаганда дала всходы на целинной почве и народ, вырастив в себе немного однобокие знания, понес их по жизни, полагая управляемость истиной, достойной всеобщего постижения.
А в это время остальной мир, особенно подальше от Европы, даже не догадывается, что русские так одержимы управляемостью и плавностью хода. Ведь в нормальной жизни все это лишнее. Заграничный народ прагматично покупает машину для конкретных целей и обращает внимание на ресурс, цену запчастей и ремонтопригодность. В обычной жизни, на обычных дорогах, и уж тем более в городах, все остальное мало кого интересует. Главное, чтоб ездила и справлялась с поставленными задачами. При этом в бедных странах люди берут одну машину на всю жизнь и доезжают ее до полного изнеможения, в богатых меняют ее по законодательному принуждению, но очень часто остаются непонятыми и кажутся скрягами, пересаживаясь с одной «просто» машины на другую, более свежую «просто» машину. Наши на это приговаривают, «да, вот я бы на их месте уж точно взял что-нибудь получше».
Автомобильный рынок у нас уже есть, автомобильная пресса то же. А вот автомобильная культура все еще в зачаточном состоянии…