Столичный мэр номер два с асфальтом заметно осторожней. Это ларьки он снес и грузовики в центре города запретил в один присест, а с дорогами торопиться не стал, углубившись в проблему. Через полгода и он нашел верный ответ. Оказывается, дороги плохие из-за нехватки денег. А если закатать в асфальт побольше рублей, все станет хорошо. Ответ получился неубедительным и узко региональным. Страна ждала от столицы истин, получила тактическую смену лидера в перераспределении финансовых потоков внутри одного из богатейших регионов страны.
Зато под флагом больших денег по Москве стали истово класть асфальт. И тут как-то неприглядно объявилась еще одна причина, от очевидности которой все долго уворачивались: дороги-то у нас плохие потому, что никто не отвечает за свою работу. Дорожники корявыми руками с применением новейшего импортного оборудования по супертехнологиям XXI века кладут не тот асфальт не на ту гравийную подушку, используя не те битумные смеси. Но никто не проверят, чего они там наворотили. Смета оплачена, в ней все сходится, еще несколько коттеджей построено, «крыша» отвела подозрения, дорожники радостно выигрывают следующий тендер. После чего забота о дороге перетекает в финансовую строчку муниципального ремонта и подразумевает еще больше денег и еще меньше конкретики.
В Москве положили свежий асфальт на Ленинском проспекте на пересечении с Мичуринским. Положили в июне. То есть летом, когда сухо и нежарко. Через неделю появились те самые колеи, которые прежний мэр приписывал зимней шипованной резине. При чем колеи появились по всем полосам. Потом мэр полюбовался на достижения на Нижегородской улице, после чего осторожно дал правильный ответ, при чем, как от него и ожидалось, наконец-то на всю страну. Он заявил, что «подрядчиков, допускающих некачественную укладку асфальта, надо заставить переделать работу за свой счет, надо жестко реагировать на любой брак, который будет допущен при проведении работ». При этом штрафовать подрядчиков за некачественную работу уже начали, что дало городской казне полмиллиарда рублей, но не дало хороших дорог. И вот теперь из столицы поднимается вопрос о гарантии на выполненные работы. В мире она существует и составляет от пяти до десяти лет. У нас гарантии на дороги нет. Построили и тут же разбежались. Теперь, возможно, гарантия на выполненную работу появится. Если она сразу будет на долгий срок, есть шанс, что в стране впервые за всю ее историю начнут случаться дороги.
Вопрос к законодателям. Сколько им потребуется лет на написание соответствующей бумажки? И еще… Почему за хороший асфальт страны должен бороться мэр одного города?