Завод в Эстергоме площадью в 350 000 м2 с цехами пластмасс, сварочного производства, штамповки, окраски и сборки (т.е. далеко не «отверточное» хозяйство), был заложен в 1991 году, когда главные мировые бренды еще только размышляли о размещении своих автосборочных цехов в страны Восточной Европы. Решение двух китов японского бизнеса — «Suzuki Motor Corporation» и машиностроительной компании «Itochu Corporation», — вложивших тогда в качестве начальных инвестиций 32 млрд. иен, стало частью прозорливого плана диверсификации производства авто, что позволило не только расширить выпуск массовых компактных и малолитражных автомобилей по всему свету, приблизив их к рынкам сбыта и широко используя международную кооперацию, но и с минимальными потерями выйти из двух финансовых кризисов.
Сейчас «Suzuki Motor Corporation», имеющая еще и мотоциклетное и судостроительное подразделения, и ведущее свое начало с ткацкой фабрики, построенной 103 года тому назад, занимает 12 место в мировом рейтинге брендов. Корпорация продает свои авто в 187 странах мира, имеет совместные предприятия с 36 автопроизводителями в 28 странах, из ворот «Suzuki» в 2010 году выкатились 2, 59 млн. авто, на ее предприятиях работает более 52 000 человек.
Но вернемся в Эстергом. Главное впечатление от завода: людей, рабочих совсем мало, вместо них целая армия «умнейших», удивительно точных по движениям роботов, которые как бы выхватывают из под прессов заготовки, а потом по заданным программах крутят, вертят, сваривают в 3000 точках, красят, измеряют, складывают их в готовый кузов, так что операторам на линии сборки остается лишь свинтить все это в готовый автомобиль. Механистично, быстро, каждые 63 секунды – новое авто. И на всех этапах производства автомобиля, как и прибывающих комплектующих, строжайший, японский контроль качества. 3500 человек (рабочие, операторы, ИТР) выпускают 300 000 машин в год. Вот и вся сказка. И так по всему миру. Что отлилось в 2010 году в 22,9 млрд. евро чистой выручки от продаж по всему миру автомобилей с шильдиком «Suzuki»…
На боевом счету завода такие популярные во всем мире модели, как Swift, Liana, Wagon R+, Ignis, Splash и SX4. Правда, говорить о «чистоте крови» выпускаемых сейчас моделей трудновато. К примеру, интересующий нас кроссовер SX4: его первая версия создана на партнерских началах с FIAT, а сейчас завод, на котором работает оборудование от главных мировых фирм, получает комплектующие от двухсот с лишним европейских производителей, включая двигатели. Кстати сказать, венгерский полноприводный кроссовер SX4, который полностью заменит в России японский, имеет, кроме нескольких не очень важных особенностей в экстерьере и интерьере, другой клиренс – 190, а не 175 мм, что важно с учетом российских дорог. Специально для России предназначена и полноприводная версия SX4 с АКП.
Напомним, что полное фирменное название модели Sport Crossover 4Х4 Seasons, а сокращенное обозначение SX4 означает: S — «Спорт», х — «усиление качеств», 4 — «четыре сезона». Для бренда SX4 — одна из трех стратегических моделей наряду с новым Swift и флагманом Grand Vitara.
Мнения автожурналистов и покупателей от обновленного SX4 висят на сайтах с зимы, модель успешно продается на российском рынке. Не буду повторяться. Но «изюминка» была и в Эстергоме: наряду с бензиновыми версиями модели (движки объемом 1,5 л (112 л.с.) и 1,6 л (120 л.с) с МКП и АКП с полным и передним приводом) на тест-драйве был представлен дизель, который у нас не продается. Фиатовский дизелек объемом 2,0 л, мощностью в 135 л.с. с максимальным крутящим моментом 320 Нм при 1500 оборотах оказался выше всех похвал. Бесшумный (т.е. в этом смысле не отличающийся от бензинового мотора), эластичный, особо тяговитый на низах, весьма динамично разгонял автомобиль на всех режимах. Никаких претензий! И с таким легким и экономным дизельком полноприводный кроссовер SX4 становится для российских автовладельцев лакомым кусочком. В Эстергоме генеральный директор компании ООО «Сузуки Мотор Рус» г-н Сигэру Сёдзи вполне обнадеживающе говорил о том, что и в России появится в продаже дизельный SX4.