«Завод имени Лихачева» по-настоящему уникальное явление для современной Москвы. Совершенно непонятно как в период лужковского строительного бума в столице, когда ради возведения очередной элитной высотки без особых разговоров сносили все, что угодно, от квартала «хрущевок» до памятника архитектуры, почти в полной неприкосновенности сохранилась гигантская неосвоенная всевозможными девелоперами территория завода. Смешно говорить о какой-либо прибыльности предприятия, ради которой власти города, якобы, его не только не трогали, но даже иногда пытались поддерживать на плаву. Да, какое-то количество грузовиков «ЗиЛ», «Бычков» и запчастей к этим несчастным железякам с колесами завод производит. Да, на его мощностях выполняют некоторые операции по изготовлению кузовов для «Автофрамоса», собирающего несколько моделей «Renault»… Но, по большому счету, масштабы производственной деятельности на заводе и ограничиваются. Не учитывать же всерьез творческую активность заводских инженеров-проектировщиков, до сих пор уверенных в своем соперничестве на равных со всеми мировыми производителями грузовиков разом?
Так или иначе, загадочной живучести «ЗиЛ» приходит конец, по странному стечению обстоятельств почти совпавший со сменой составов в городской власти. На днях заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов заявил, что пришло время «сконцентрировать» производственную территорию, уменьшив ее с 280 гектаров до 50 гектаров. Далее, по мнению чиновника, в течение 1,5 лет найти стратегического инвестора. Чтоб чего-нибудь наинвестировал на 230 гектарах земли в непосредственной близости от центральной части города.
История повторяется. В свое время, своеобразное «стратегическое инвестирование» обрушилось на другой столичный автозавод – АЗЛК. Гениальный управленец по имени Рубэн Асатрян ударными темпами свел предприятие в могилу, доведя дело до безумных долгов и банкротства. Причем, среди работников АЗЛК тогда сложилось устойчивое мнение, что все это было сделано совершенно сознательно. Теперь бывшая территория предприятия, за исключением части, принадлежащей «Автофрамосу», принадлежит каким-то финансовым структурам, а оборудование из цехов сдано на металлолом.
Судя по всему, похожая судьба ждет и «ЗиЛ», с той разницей, что «поедание» его территорий всевозможными застройщиками пройдет без скандальных эксцессов типа доведения до банкротства. Ведь сложно представить себе производство в черте столицы, способное конкурировать по прибыльности с бизнес-центром, складским комплексом или торговым центром…