Вопрос о личной ответственности министра транспорта поставила лишь «Справедливая Россия». КПРФ и ЛДПР, видимо, решили не раздражать премьер-министра Путина — на всякий случай. Выборы впереди все-таки.
Министра звали «на ковер» по поводу участившихся катастроф в воздухе и на воде. Непосредственным поводом стало крушение «Як-42» под Ярославлем. Но в своем докладе ни Игорь Левитин, ни главы Ространснадзора и Росавиации ни слова не сказали именно об этой трагедии. А когда депутат Александр Куликов (КПРФ) попросил подробнее остановиться на недавних событиях, министр заявил, что полная информация о ходе расследования обществу дается, и ничего добавлять не стал.
Г-н Левитин сыпал цифрами, из которых следовало: многолетнее недофинансирование отрасли — вот в чем беда. С 2000 по 2010 год реконструированы взлетно-посадочные полосы в 33 аэропортах. Всего их в России 332, и «срочной реконструкции или капитального ремонта» требуют 64% объектов, то есть 213. А до 2015 года, добавил «позитива» министр, запланировано модернизировать еще 70 аэродромов. Значит, еще 100 с лишним аэродромов и через 5 лет будут нуждаться в срочной реконструкции.
Вторая беда — самолеты. Средний возраст — 21 год. За 10 лет авиакомпаниям поставлено 52 отечественные машины...
Третья беда — опять мало денег. Глава Ространснадзора Александр Касьянов сообщил: в 90-е годы на транспортный надзор и контроль тратилось по 7 млрд. рублей в год, а сейчас — по 3 млрд. рублей в сопоставимых ценах. Количество инспекторов сократилось в 2 раза, а количество объектов надзора выросло в 7 раз. И штрафы уж очень маленькие за нарушения в сфере транспортной безопасности, по одной-две тысячи рублей — как «с торговки на рынке».
«Вы, как министр, ставили вопрос о недофинансировании и прочих проблемах на заседаниях правительства? Били ли в набат, угрожали, может быть, своей отставкой, если правительство вас не поддерживает?» — спросил Геннадий Гудков («СР»). Г-н Левитин сказал, что его доклад как раз и составлен на основе тех материалов, которые он ежегодно направляет в правительство. «И говорить о том, что правительство не знает о том, что транспортная отрасль недофинансирована, — это не так», — заявил он. Тут же поняв, что переводит стрелки в рискованном направлении, добавил: «но при принятии бюджета рассматриваются и другие отрасли экономики, в том числе и социальные вопросы, и вопросы обороноспособности страны»...
Представитель КПРФ г-н Гаврилов в своем выступлении не сказал ни слова о том, что вообще-то за состояние дел в отрасли отвечает глава министерства. В думских кулуарах ходят слухи, что позиция ранее требовавшей «крови» министра транспорта фракции изменилась после консультаций на самом высоком уровне. Из выступления же лидера ЛДПР Жириновского следовало, что в участившихся катастрофах виноваты... глава думского Комитета по транспорту Шишкарев, замминистра Окулов и министр промышленности Христенко.
Когда министр выходил из зала, журналисты спросили, не собирается ли он подать в отставку добровольно. Немного подумав, министр ответил: «Встреча с депутатами прошла очень конструктивно».