Подготавливаемая программа должна «сменить на посту» ныне действующую, рассчитанную на период до 2012 года. Об этом стало известно со слов начальника отдела организации дорожного движения департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимира Луговенко.
Согласно милицейской статистике, в 2010 году в результате аварий погибли 26 567 человек. При этом, примерно для 60 миллионов российских горожан риск стать участником ДТП на данный момент10 раз превышает аналогичный показатель развитых стран. По словам Луговенко, очередная федеральная целевая программа, рассчитанная на 2013—2020 годы, сейчас находится в стадии активной разработки. Оказывается, чиновники даже успели рассчитать по только им ведомым методикам, самое главное – цифру-«страшилку» для обывателей и вышестоящих инстанций. Оказывается, что без реализации программы в 2020 году в ДТП может погибнуть 32 495 человек. Зато если она будет реализовываться, – «всего» 17 711. Поразительная точность. Правда, есть подозрение, что товарищи из заинтересованных ведомств просто спроецировали данные за прошлые годы на будущее: с 2004 года, когда начались разговоры о ныне действующей программе, по 2010 годы смертность на дорогах снизилась примерно на 8 000 человек в год. Владея арифметическим аппаратом средней школы, нетрудно прикинуть динамику снижения смертности при сохранении нынешней ситуации. То есть, смертность должна снизиться примерно на те же 8 000 жизней в год. То есть в полтора раза по сравнению с нынешним уровнем. Характерно, что и при подготовке нынешней ФЦП в качестве задачи называлось снижение смертности на дорогах ровно на столько же. Приверженность чиновников привычным циферкам не может не умилять. Однако если опять обратиться к вычислениям можно легко убедиться, что официально установленная задача полуторакратного снижения количества погибших на дорогах страны федеральной программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» до конца выполнена не будет. Впрочем, в этом легко убедиться даже не прибегая к вычислениям. Достаточно зайти на официальный сайт ГИБДД и заглянут в раздел статистики. Там черным по белому написано, что за период с января по август этого года в ДТП погибло 16 438 человек, что на 4,2% больше, нежели за аналогичный период прошлого года. Сомнительно, что в течение ближайших месяцев эта печальная тенденция волшебным образом переломится. И это при том, что милицейская статистика сама по себе – дама крайне лукавая. Дело в том, что согласно действующему совместному приказу Минздрава и МВД, врачи имеют право не сообщать в ГАИ о причинах смерти умершего в больнице пострадавшего в ДТП. И правоохранители «на местах» этой совершенно законной лазеечкой активно пользуются, находя соответствующий подход к умам и душам местных медиков – на что не пойдешь ради неуклонного улучшения статистики!
А раз «объективные» цифры статистики рапортуют о снижении смертности. Вывод государевых людей прост: программа «Повышение безопасности дорожного движения» работает! А кто против – тот не профессионал и мы его слушать не желаем. И поэтому продолжим финансировать ФЦП, вбухивая безумные миллиарды рублей, на счета МВД. Ведь чудная конторка под названием ФГУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» находится именно в ведении Министерства внутренних дел. Еще в момент принятия программы из госбюджета планировалось за шесть лет влить в тогда еще милицейский «кошелек» примерно 48 миллиардов рублей.
Почитав материалы на сайте этого милицейского ФГУ, складывается устойчивое впечатление, что денежки налогоплательщиков там тратятся, в основном, на закупку средств видеофиксации нарушений, какие-то семинары по «дальнейшему повышению улучшений» и на неуклюжие общероссийские «акции», якобы развивающие поголовно во всех детях страны пиетет к ПДД. Очень логичное вложение бюджетных денег: во-первых, в «средства производства», позволяющие эффективней собирать штрафы с водителей и, во-вторых, в бутафорские мероприятия, призванные демонстрировать всем и каждому, что «работа ведется».
Что же мы увидим в неотвратимо грядущей на нас программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годы»? Да все тоже самое. По словам г-на Луговенко программа «... должна быть направлена на продолжение разграничения транспортных и транспортно-пешеходных потоков во времени (открытие машины времени явно не за горами!) и пространстве, а также на жесткий и повсеместный контроль за нарушением правил дорожного движения водителями и пешеходами с использованием средств фото- и видеофиксации, работающих в автоматическом режиме». В общем, все то же самое, что и раньше: карать, карать и еще раз карать автомобилиста технически оснащенной полицией прямо по карману. Это тоже нужно, кто бы спорил, но, как и в ныне действующей ФЦП, в разрабатываемом документе нет ни слова о хотя бы минимальном реформировании принципов работы дорожных полицаев. Проблема ведь не в якобы маленьких размерах штрафов или в недостатке камер видеофиксации на душу автомобильного населения нашей страны. Огромную, если не главную роль тут играет именно то какие у нас полицейские на дорогах и как они обеспечивают нашу безопасность. Система ДПС особенно ярко демонстрирует свою карательную, а не профилактическую нацеленность. Главный фетиш отчетности каждого рядового ее сотрудника – количество составленных протоколов, а не, скажем, снижение числа ДТП на вверенной территории. Именно из-за этого организацию под названием «Государственная инспекция безопасность дорожного движения» смело можно называть «Государственная инспекция по выписыванию штрафов». Разницу улавливаете?