На днях пришла радостная (в основном для финнов, конечно) новость. Один из тамошних телеканалов объявил, что начинается строительство новой магистрали, ведущей в Россию. Существующее сейчас там скоростное шоссе Valtatie 7 планируется дотянуть до российской границы. Причем, на данный момент только некоторые участки трассы Valtatie 7 представляют собой скоростную магистраль.
Суть проекта – продлить дорогу на 105 километров, до до российской границы. Судя по всему, она должна соединиться с нашим посконным шоссе М10 «Скандинавия» . Известно, что полностью открыть движение по новой трассе финны планируют осенью 2014 года. Стоимость проекта также не является секретом: прокладка чуть более сотни километров европейского скоростного шоссе в достаточно суровых природных условиях оценивается в 300 млн евро. Надо полагать, что в эту же сумму входят расходы на реконструкцию уже существующих кусков дороги, создание новых развязок мостов и прочей сопутствующей архитектуры.
Если перевести европейские деньги в рубли по текущему курсу и вычислить среднюю цену постройки одного финского километра дороги получается цифра порядка 120 миллионов рублей.
В этой связи волей-неволей хочется вспомнить о существовании увлекательнейшего документа с дико занудным названием – Подпрограмма «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)». В числе прочих в этом списке добрых дел числится и пункт под названием «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-10 «Скандинавия» – от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией». То есть реконструкция той же самой дороги, но только с нашей стороны границы.
В ней русским по белому сказано, что на строительство и реконструкцию участков этой автомобильной дороги общей протяженностью 37 километров из федерального бюджета планируется потратить 8,04 миллиарда рублей. Что в пересчете дает уже около 217 миллионов рублей за километр дороги со всеми положенными в подобных случая атрибутами в виде, например реконструкции подходов к пограничным переходам «Брусничное» и «Торфяновка». Финнам наверняка предстоит заниматься чем-то подобным на своей территории, только они не выделяют сей факт в отдельную «песню».
Почувствуйте разницу: 120 или 217 миллионов рублей за километр дороги! Климат тот же, трасса та же, а цена различается почти вдвое. Неужели отечественная дорожно-строительная наука не владеет некими знаниями, доступными финскому разуму? Скорее, наоборот, у наших «профи» накоплено слишком много секретиков, с помощью которых на совершенно законных основаниях можно высосать из бюджета массу лишних денег.