24933

ГИБДД и статистическая неопределенность

Ежегодная отчетность ГИБДД демонстрирует свою бессмысленность
ГИБДД России опубликовало свою официальную статистику за прошлый, год. И, как и всегда, полицейские цифры за 2011 год заставляют ощутить масштабность проделанной работы по сбору и обработке данных и полную бесполезность итогового результата для реальной жизни.
Поделиться

Изображение ГИБДД и статистическая неопределенность

Парадокс в том, что именно статистика считается сейчас критерием успешности работы всего полицейского ведомства. Именно подглядывая в шпаргалки со столбцами процентов раскрываемости, сажаемости в тюрьму и нарушаемости ПДД полицейские начальники косноязычно отчитываются о своих профессиональных достижениях на пресс-конференциях, перед правительством и депутатами.

Однако парадокс гаишной статистики в том, что, не смотря на кажущуюся информативность, она совершенно бесполезна по своей сути. Вот цифра с официального сайта ГИБДД: за 2011 год 2 171 067 граждан получили водительские удостоверения на право управления авто – примерно на 1,3% меньше чем годом ранее. И что? В данной области нас может заинтересовать лишь число «чайников», выехавших на дороги за прошлый год! Почему бы полицейским для этого не сообщить нам количество «первично выданных» удостоверений?! Какая кому разница сколько именно российских водителей поменяло свои «права»?!

Но это так, мелочи, гораздо печальней, что полицейские по какой-то причине напрочь отказываются вести полную статистику ДТП в стране. Их интересует лишь «кровь» – происшествия с погибшими и раненными. За прошлый год таковых набралось 199 868, что всего лишь на 0,2% больше чем в прошлом году. Характерно, что трупов в результате их оказалось уже на 5,2% больше... А как же, спросите вы, остальные аварии? А никак! Ну не интересуют они правоохранителей, и все тут! Забота о людях, это конечно, главное, но мудрых отцов нации, которым полицаи периодически отчитываются, видимо тоже не колышут масштабы экономических потерь страны от ДТП – раз они не любопытствуют по поводу подобных данных.

Страховые компании утверждают, что за прошлый год по ОСАГО выплатили 55,87 млрд рублей. Учитывая, что в большинстве реальных случаев они выплачивают, дай бог, треть от реальной стоимости ремонта машин после аварии, можно смело оценивать одни только прямые материальные потери экономики страны от дорожных происшествий в сумму эквивалентную 150-200 миллиардов деревянных. Это, считай, половина запланированного бюджета всех дорожных фондов России в этом году! Про косвенные убытки в виде потерянного миллионами людей времени в пробках, спровоцированных авариями, и десятках тысяч тонн попусту сожженного там же бензина можно и не упоминать.

Парадокс в том, что подобных экономических ужасов можно избежать при непосредственной помощи той самой ГИБДДшной статистики. Абсолютно ничто не мешало давным давно «прикрутить» к существующим полицейским электронным базам данных малюсенькую программульку. С ее помощью можно было бы легко и непренужденно фиксировать не только абсолютно все ДТП, но, что самое главное, еще и причины каждого из них. А также анализировать массив полученной информации с помощью этой же программы и делать соответствующие практические выводы. Причем делать это на всех уровнях – от федерального до самого, что ни на есть местечкового. И никаких дополнительных трудозатрат от личного состава ГИБДД это не потребовало бы. И так сейчас каждый бланк протокола строго учитывается и заполнить лишних пару клеточек в электронном формуляре никакого аттестованного полицая «не переломает». Точный адрес и причина ДТП (нарушение конкретной статьи ПДД, дорожные условия или «водитель не справился с управлением») – больше ничегошеньки фиксировать не нужно. Зато потом можно будет четко сказать, что, к примеру, на таком-то участке шоссе постоянно происходят аварии из-за разворота в неположенном месте. Достаточно будет установить там отбойник по осевой линии и масса денег и нервного здоровья граждан останется в целости! Или: постоянно происходят аварии-«мелкашки» на каком-то светофоре. Значит надо что-то менять с режимом работы светофорного объекта или патрульный экипаж в профилактических целях там почаще выставлять...

В принципе, и сейчас ГИБДД способна реагировать на подобные ситуации. Но для этого нужны либо массовые жалобы граждан, либо убитые и раненные на том же перекрестке... А раз статистика по «безжертвенным» ДТП не ведется, значит и лишний раз шевелиться дорожным правоохранителям не требуется. Очень удобно устроились.

Заметим, что объем материальных затрат, потребных для описанной выше модернизации ведомственных баз данных, по определению невелик: работа полицейских программистов – далеко не самая высокооплачиваемая в на рынке труда. Но никто из правоохранительного начальства даже не задумывается о существовании озвученной проблемы, хотя финансировать подобные работы можно даже за счет Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России». Но нет, ГИБДД куда интересней в ее рамках закупить максимально возможное количество камер фотовидеофиксации нарушений ПДД – ведь с их помощью можно зарабатывать себе дополнительное финансирование от собранных штрафов. Как известно, «проблемы индейцев шерифа не колышут». Спасибо статистике за это!