10787

«Скорлупа» для президента

Эксклюзивные подоробности о парке ретромобилей первых лиц государства
Похоже, это стало своеобразным «правилом хорошего тона» для первых лиц страны – иметь в собственности небольшой автопарк, состоящий из старых советских машин. И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев уже не раз публично демонстрировали принадлежащие им олдтаймеры.
Изображение «Скорлупа» для президента

Начало этому президентскому «поветрию» положил ВВП. В его гараже, судя по официальной информации, «припаркованы» сейчас аж две «Волги» выпуска начала – середины 1960-х г.г. разных модификаций: М-21 и М-21Р.

Среди московских любителей автостарины никаких достоверных сведений об этих VIP-легковушках нет:

— По слухам, по крайней мере первая из путинских «Волг» – это лишь «скорлупа» (но отлично отреставрированная!), внутри которой установлен движок от «Ягуара» и другие узлы от современных иномарок, – рассказывает один из коллекционеров. – Стоимость такой машины «на глазок» определить трудно, однако могу утверждать, что она вполне «потянет» как минимум на полмиллиона рублей…

Действующий президент отдал предпочтение более «древнему» образцу продукции советского автопрома. Года два назад он принародно дебютировал в качестве обладателя ретро-колес, подъехав на очередное совещание в загородной резиденции Горки на сверкающей хромированными деталями и свежей краской «Победе».

Конкретных сведений об этой машине и о том, кто занимался ее ремонтом, российские поклонники автостарины тоже не имеют. Однако с их помощью удалось узнать об особенностях реставрации и эксплуатации «Побед».

– «Победа» М-20 не является особым раритетом, — рассказывает автореставратор и коллекционер отечественных ретромобилей Олег Воробьев. – Счет таким «дедушкиным машинам» только в Москве идет на сотни штук. Причем многие энтузиасты держат у себя в гараже восстановленную старушку-«Победу» потому, что именно на таком авто ездили когда-то в их семье представители старших поколений. А кроме того М-20 является одним из ярких символов определенного этапа жизни Страны Советов: в конце 1940-х – середине 1950-х «Победы» работали в качестве такси, служебных автомобилей, их использовали сотрудники автоинспекции…

Сейчас уцелевшим экземплярам «Победы» уже под 60. Восстановить такой автомобиль не очень сложно. Но одна из серьезных проблем – отсутствие «родных» деталей и элементов декоративного оформления. Особенно для салона и панели управления, пластик, из которого они прежде выпускались, портится от времени. Для него губительно долгое воздействие солнечных лучей, – из-за них рулевая «баранка», облицовка приборной панели безвозвратно теряют свой товарный вид. Современные реставрационные фирмы приспособились делать копии, однако опытные знатоки «предмета» чаще всего сразу видят такую подмену. Есть трудности и с резиной. Кое-кто из любителей автостарины еще ездит на М-20, «обутых» в настоящие «победовские» покрышки (их выпускали у нас вплоть до 1980-х), другие выписывают подходящую по размеру резину из США.

На выставках старинных авто можно увидеть очень красиво отреставрированные М-20, – кажется, они только сейчас сошли с конвейера. Однако машины, восстановленные «один в один» встретишь не так уж часто: при реставрации на «Победы» некоторые владельцы ставят подходящие узлы и детали от более поздней горьковской модели – «Волги» М-21. Да и раскраска многих нынешних «Побед» отличается от стандартов, принятых в свое время на ГАЗе. А заглянув внутрь салона, замечаешь, что обивка-то хоть и красивая, но не соответствует подлинной. Ведь на «настоящих» «Победах» салон обивали сукном особой фактуры. У нас сейчас такое не изготавливают, и те, кто хочет качественно восстановить свою М-20, вынуждены раскошеливаться и заказывать нужную ткань за рубежом. Зато с двигателем особых проблем не возникает. «Победовские» моторы отличаются большой надежностью, да и сохранилось их на сегодня еще довольно много.

Как объяснил О. Воробьев, обслуживание М-20 для владельца не станет очень хлопотным делом, если, конечно, не гонять на таком ретромобиле каждый день по делам, а использовать его лишь для «парадных» выездов. В машине нужно регулярно смазывать с помощью шприц-масленки около двух десятков узлов. Процедура эта, конечно, трудоемкая, но современные качественные масла позволяют для автомобиля, на котором выезжают лишь от случая к случаю, проводить ее приблизительно раз в два года. Собирать-разбирать узлы забарахлившей «Победы» можно с помощью современных инструментов, однако даже опытный автомеханик, погрузившись в недра этой советской легковушки образца 1950-х, не сразу приноровиться, как действовать ими.

По поводу сегодняшних цен на «Победы» – разговор особый. У зарубежных коллекционеров и любителей авто-ретро наши М-20 (как и другие образцы советского автопрома) спросом почти не пользуются. Среди отечественных поклонников «старых колес» стоимость такой машины может колебаться очень значительно – в зависимости от состояния автомобиля, пройденных им километров, качества реставрации… Совершенно «убитую» «Победу», застывшую где-нибудь на задворках гаражей, можно купить буквально за 1000-2000 рублей (главная ценность в этом случае – документы на машину), уцелевшие в лучшей сохранности экземпляры на периферии можно сторговать за 50 000, хотя в столичном регионе, где «залежи» подобных «ископаемых», уже почти исчерпаны, «пороговая цена» ныне уже не опускается ниже 85 000-90 000. Что касается стоимости отреставрированной «в ноль» красавицы, – судя по телевизионным «картинкам», именно такая имеется у Дмитрия Медведева, – она может зашкаливать и за 250 000 рублей. Если же внутри президентской «Победы» установлены агрегаты от навороченных иномарок лучших зарубежных фирм, то эта сумма, вероятнее всего, возрастает еще по крайней мере вдвое.

Судя по обнародованной на днях декларации о доходах нынешнего президента, личный автопарк Д. Медведева пополнился еще одним олдтаймером. Дмитрий Анатольевич, беря пример с коллеги по тандему, обзавелся «двадцать первой» «Волгой».