4784

Скоропостижная помощь

Когда и зачем медики пользуются спецсигналами?
Два дня назад в Москве произошла очередная трагедия – под колесами авто погибла 16-летняя девушка. На пешеходном переходе, не стихийном, а организованном, но нерегулируемом. Через восьмиполосный Комсомольский проспект.
Поделиться

Изображение Скоропостижная помощь

Увы, но подобные ДТП в столице происходят настолько часто, что любое из них в глазах обывателя превращается в обычную статистическую галочку. В данном случае в новостные ленты происшествие попало только потому, что девушка угодила под колеса «скорой». Возможно, резонансным событие стало еще и тем, что погибшая оказалась дочерью одного из российских медицинских светил. Не чиновника, но врача, причем, не последнего. Впрочем, суть не в этом, кто бы ни оказался в такой ситуации, речь о человеческой жизни.

Уже понятно, что властям на жизнь эту плевать, и в ближайшее время вряд ли что-то в их отношении изменится. О том, что наземные пешеходные переходы на дорогах такой ширины смертельно опасны, Автовзгляд.ру писал уже не раз. И логика, и практика, и опыт показывают, что «зебр» на них не должно быть в принципе. Никаких! Ни нерегулируемых, ни даже регулируемых – светофор бы жизнь девушки не спас. Дело не в сознательности или несознательности участников дорожного движения – нет одноуровневого пересечения, нет и поводов для возникновения аварийных ситуаций. Сбили над «подземником», под галереей? Значит, это не пешеход, а самоубийца, значит, водитель невиновен. Вот так, жестко и однозначно. У каждого из них в таком случае будет своя территория, собственный путь. Это отлично работает и в обратную сторону: свернувший со своего пути водитель – однозначный убийца.

Тем не менее, эта трагедия приводит и к другому не менее банальному вопросу – кто виноват? Отбросим дорожников и организаторов движения – их «отмазки» очевидны и давно известны. В конце концов, люди под колесами «скорых» гибнут не каждый день, и не пачками. Значит, здесь нужно искать человеческий фактор.

Рискну предположить, что процесс разбора этого ДТП будет не менее сложным, чем история с аварией на Ленинском. Элементарная с точки зрения закона ситуация уже обросла массой «отягчающих факторов». Смешалось все: семья, корпоративная этика, право...

Во-первых, как утверждает LifeNews, отец девушки считает, что водитель «скорой» был обязан пропустить пешеходов, и, боюсь, что он сделает все, чтобы это доказать, даже, несмотря на крайне развитое у медиков чувство корпоративной солидарности. Какие связи имеет врач с именем, наверное, понятно всем. Не исключено, конечно, что именно благодаря «солидарности» до судебных препирательств дело, в итоге, не дойдет, а с другой стороны, она может сыграть, как катализатор. В любом случае, решение о виновности или невиновности водителя сначала будет принято в медицинском ведомстве, а уж потом его озвучат следствию.

Но это эмоции и измышления, если обратиться к ПДД, то в них черным по белому написано следующее: «При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть». То есть, по факту виновата как раз погибшая. При условии, конечно, что сирена и «мигалки» действительно работали.

Водитель, разумеется, говорит о том, что все было сделано, а девушка, дескать, ничего не слышала, так как была в наушниках. Но существует и альтернативная версия. Опять же, по словам отца погибшей, есть свидетели, которые утверждают, что «скорая» летела по разделительной полосе без звуковых сигналов, и, учитывая, как у нас ездят «кареты» медицинской службы, в это, почему-то, очень верится. Кроме того, тех самых наушников на месте происшествия обнаружено не было. Хотя, возможно кто-то ими разжился, однако это, в общем-то, довольно сомнительно. И в таком случае, речь об убийстве. Пусть непредумышленном, но именно о нем. И тогда водитель «скорой» ничем не лучше любого другого урода, считающего себя в праве совершить подобный маневр на личном авто.

Не поймите превратно, эти люди призваны спасать жизни, что они, в большинстве своем, и делают, в меру сил и возможностей. Автор этих строк ни в коем случае не стремится умалить их заслуг или очернить профессию. Однако, и ангелов во плоти из них делать глупо, поскольку чувство вседозволенности развращает почти также сильно, как власть.

Кто из нас не был свидетелем того, как, упираясь в «хвост» перед очередным светофором, водитель «скорой» врубает все, что есть, выходит на «встречку». А объехав этот, с позволения сказать, затор, он совершенно спокойно едет дальше, никуда при этом не торопясь. Просто потому, что стоять не хочется. Десятки раз в год ваш корреспондент наблюдает подобное при проезде пешеходных переходов, в том числе и регулируемых.

А сколько раз мы слышали о том, что бригады «скорых» подрабатывают VIP-извозом, за четыре-пять тысяч рублей с помощью спецсигналов оперативно доставляя голосующего чуть ли не в любую точку столицы, вне зависимости от степени загруженности дорог. Это ли не создание аварийной ситуации и грубое нарушение ПДД? А ведь такое происходит повсеместно и постоянно. Не пойман – не вор. Все понятно. Но дыма без огня тоже не бывает. Точно также, кстати, поступают и доблестные охранники правопорядка, но сейчас речь о медиках.

Включение спецсигналов до сих пор только регламентировано, но ничем и никем не контролируется, не контролируются и маршруты перемещения «скорых». В теории диспетчеры на подстанциях отслеживают свои машины, но вы же хотя бы раз видели эти подстанции, кто там будет этим заниматься? Все исключительно формально. Во-вторых, там все связаны все той же корпоративной солидарностью: даже если вызова не было, его «нарисуют», так же, как подделывают записи в амбулаторных картах...

Кроме того, помимо государственной службы, в столице полно и частных клиник с собственными автопарками. Кто их будет контролировать? ГИБДД? Не имеет права, ибо потенциально речь идет о жизни и здоровье людей. Диспетчеры? Как правило, это те же люди, совмещающие госслужбу с частной, и солидарности на них уже в два раза больше.

А ведь эта проблема, по большому счету, яйца выеденного не стоит. Системы записи, автоматически активирующиеся при включении спецсигналов, давно реальны. И не надо пенять на финансирование – на фоне стоимости оборудования, установленного в каждом реанемобиле, это – копейки. В конце концов, оснащают же машины ДПС видеорегистраторами, почему не оснастить ими (предварительно опломбировав) и «скорые». Вот, собственно, вам и доказательства, и свидетели. И «контролирующий орган» – «пробку», когда «неохота», уже не объедешь. От случайностей они, конечно, не застрахуют, но трупов и покалеченных судеб значительно поубавится. А то, порой, до абсурда доходит, когда «скорые» сбивают пешеходов и скрываются с места ДТП...