5618

Балльные «танцы»

Антиводительские поправки в законы подготовлены к первому чтению в Думе
Вот и свершилось: депутаты Госдумы окончательно раскачались после новогодних каникул и приняли к рассмотрению в первом чтении модный «пакетик» поправок в законодательство, ужесточающих ответственность для водителей.
Изображение Балльные «танцы»

С одной стороны, пакет поправок содержит такое предложение, как «штраф пополам». Имеется в виду, что когда нарушитель ПДД в течение десяти дней после оформления протокола инспектором или принятия решения судьей не начинает процедуру оспаривания — апелляцию, а тихо и спокойно идет платить штраф, то ему придется расстаться не с полной суммой, а лишь с половиной. Во многих странах Европы такой порядок существует уже давно. И, говорят, всех тамошних жителей это вполне устраивает.

И нам такая обновка в законодательстве не помешала бы. Вопрос в другом — будет ли она работать на нашей почве. Возьмем, к примеру, пресловутые «письма счастья». По данным отечественных судебных приставов, пик оплаты такого типа штрафных квитанций приходится на 50–60 день после фиксации полицейскими камерами самих правонарушений.

Это косвенно свидетельствует о том, что на практике о выписанных им штрафах люди узнают через месяц-полтора после того, как истекают все десятидневные сроки, отпускаемые законом на обжалование. Собственно, примерно так и произошло буквально на днях с одним сотрудником нашей редакции. Он нарушил скоростной режим на трассе «на 300 рублей» аж 17 декабря, а штрафная квитанция пришла ему лишь 29 января.

А еще напомним, что, по данным ГИБДД России, более 60% штрафов в прошлом году было выписано с помощью автоматических средств фиксации. И доля «автоматических» штрафов в будущем будет лишь расти. То есть поправка под условным названием «штраф пополам» даже теоретически сможет пойти на пользу все меньшему количеству российских водителей, а потому толку от ее принятия будет немного.

Другая радикальная новация, которую депутаты будут рассматривать в первом чтении, — возвращение балльной системы. Сумма штрафа делится на 100, и получившееся число приравнивается к количеству баллов, которые «пишутся в карму» автомобилиста. Набравший 200 баллов в течение года лишается водительского удостоверения на полгода. Остаться без «прав» можно будет, к примеру, за четыре «встречки», или семь поездок по автобусной «выделенке», или парковке в неположенном месте (касается обеих столиц). Или 66 превышений скорости более чем на 20 км/ч в год.

Если кто не помнит, то ликвидация балльной системы была одним из главных пунктов модернизации еще советского КоАП и законодательства о безопасности дорожного движения вообще. Ведь именно ее в свое время асфальтовые милиционерики использовали в качестве основного орудия для вымогательства взяток у водителей. Получалось, и к этому предлагается опять вернуться (дэпээсник обладал абсолютно никем не контролируемым правом лишать водителя «прав»: захочу и влеплю штрафной балл, а не захочу — не влеплю).

Сейчас «лишенческих» нарушений ПДД по большому счету всего три: выезд на полосу встречного движения, превышение скорости на более чем 60 км/ч и «признан пьяным за рулем». С «восставшей из ада» балльной системой абсолютно все (!) нарушения ПДД фактически превратятся в «лишенческие».

Что ж, господа депутаты, инспекторы ДПС всей России с трепетной надеждой следят сейчас за вашим законотворчеством! Не подведите: не дайте ни на секунду истончиться жирному слою икры на бутербродах в семьях асфальтовой полиции страны!