Проще говоря, роскошным автомобиль будет считаться при условии, что его стартовая стоимость составит как минимум 150 000 евро. Как пояснил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов, с конкретными «кандидатами» на попадание в соответствующий перечень ведомство пока не определилось, не выработаны и четкие условия, по которым будет проходить «отбор», но добавил, что Минпромторг постарается сделать так, чтобы модель либо числилась в списке, либо в него не попадала вовсе.
В общем, чиновники, ничтоже сумняшеся, просто составят перечень моделей и будут его периодически обновлять. Комплектации же, по словам замминистра, проще не учитывать, так как сведения о них не указываются в ПТС, а искать и обрабатывать подобную информацию чиновникам, оказывается, не под силу. Забавно получается: придумав налог на роскошь, Минпромторг собирается свести свою роль к минимуму – к определению номинальной налогооблагаемой базы (простите, но при указанном пороге такая работа у автора этих строк займет не больше двух часов).
И кому, спрашивается, нужен такой налог на роскошь? Проще не заморачиваться. Лишние 40-50 миллионов для отечественных фискалов – не такие серьезные деньги, чтобы ради этого аж новый налог придумывать. Но больше они не соберут, тем более, если правительство действительно откажется от привязки к комплектации.
Не надо быть гением, чтобы понять: автомобилей, стоимость которых стартует с вышеуказанной отметки, у нас на рынке не так много, а суммарный среднегодовой спрос на них – даже не сотни, а десятки экземпляров.
«Lamborghini», «Ferrari», «Aston Martin»... Машины этих марок стоят от 150 000 евро. Плебеям вроде нас такие авто не доступны, а тем, кому доступны лишние 3000-5000 налоговых евро погоды не сделают. Но с какой стати чиновники решили вывести из-под удара людей, способных отдать за машину, скажем, 100 000 или 120 000 еврорублей? Mercedes S-класса, BMW 7-й серии, Audi A8... Это признанный всем миром премиум, автомобили не просто для богатых, а для очень богатых. Или для правительства это уже не деньги? Но тут и аудитория побольше будет. На порядок, а то и на два порядка. Кроме того, средняя стоимость той же «семерки» у нас колеблется на уровне 4 миллионов рублей, приличный S-класс сегодня стоит примерно столько же, а летом появится его преемник, так что вряд ли он подешевеет. В «Audi» – та же история. Таким образом, кстати, у нас и «Lexus» – не роскошь. Интересно, подозревают ли об этом японцы...
Да что «Audi», BMW или «Lexus»! Привязывая налог к марке или к конкретной модели, чиновники отсекают линейку... «Porsche», причем полностью, начиная с самого бюджетного Boxster и заканчивая Panamera, максимальная стоимость которой - 11 миллионов рублей. И таких примеров предостаточно.
Самое смешное, что ответ лежит на поверхности: объективная оценка самого автомобиля (то есть суммы сделки) и прогрессивная шкала коэффициентов. Абсолютно понятная и прозрачная схема. Однако чиновничьи умы ее и видеть не хотят: владельцы, мол, будут уклоняться от уплаты налога, перепродавая машины друг другу по заниженной стоимости. Конечно будут, тем более, если сделать налог не единовременным, как во многих странах мира, а ежегодным, как хотят сделать у нас. А если заставить людей платить его лишь однажды, при покупке авто? Тем более, что первая сделка все равно будет проведена через дилера? И совсем не обязательно ждать, пока владелец поставит покупку на учет. В конце концов это не дорожный налог, а налог на роскошь: деньги он уже потратил и может делать со своей роскошной собственностью все, что заблагорассудится. Хоть на металлом сдать...