36377

LADA Kalina 2: знакомая незнакомка

Первый тест-драйв обновленной «Калины»
Новая LADA Kalina, несмотря на довольно жесткую конкуренцию с бюджетными иномарками, по сути обречена на успех. Почему — разбирался наш корреспондент, пробежавший на предсерийной новинке из Тольятти более 400 километров по российской глубинке.
Изображение LADA Kalina 2: знакомая незнакомка

Но прежде чем поделиться впечатлениями от первого официального 400- километрового тест-драйва LADA Kalina 2, стоит напомнить несколько фактов из жизни этой вазовской модели. Первая «ягодка» (ВАЗ-1118) «созрела» на конвейере в ноябре 2005 года, последняя (первого поколения) — в марте 2013. За восемь с лишним лет из заводских ворот вышли на российские и зарубежные дороги 760 000 экземпляров модели в версии седан, хэтчбек и универсал. Модель очень быстро стала бестселлером среди бюджетников своего класса, «народным» автомобилем, а в 2011 — заняла первое место по продажам на российском рынке новых легковых авто.

Еще бы. Модель для завода и всего отечественного автопрома была прорывной. По качеству проектирования, технологическому исполнению, сборке, потребительских свойств. LADA Kalina создавалась (впервые на заводе) методом математического моделирования. В тяжелые «нулевые» годы на АВТОВАЗе под эту модель построили современные производства сварки, окраски и сборки с использованием новейшего импортного оборудования.

Признаем, что экстерьер LADA Kalina не блистал дизайнерскими находками, но разработанный в стиле «биодизайна», вполне соответствовал международной моде 90-х годов и в целом выглядел симпатично, дружелюбно и вполне узнаваемо. Внутри, как говорится, модель была больше, чем внутри и в этом одна из причин ее популярности. Вместе с тем, в ней еще были заметны «родимые пятна» советского автопрома, когда дело доходило до качества комплектующих, сборки и сервиса — эти огрехи помаленьку исправляли в течение всех восьми лет ее производства. Тем не менее, любовь к народному авто не угасала и это стало особенно приметно, когда было объявлено, что вот-вот грядет появление его второго поколения. Поэтому во время тест-драйва LADA Kalina 2 мы старались найти и ответы на основные «обиды», которые владельцы «ягодки» высказывали в предыдущие годы выпуска модели.

Наша группа журналистов подоспела в Тольятти к торжественному моменту: 16 мая губернатор Самарской области Николай Меркушин и президент ОАО АВТОВАЗ Игорь Комаров перерезали ленточку, натянутую перед первой официально сходившей с конвейера LADA Kalina 2. Она была окрашена в металлик кирпичного оттенка — цвет «магма» по заводской классификации. Похоже, что колер выбрали не случайно — заводчане оптимистично высказывались в том духе, что новинка окажет на рынок и потенциального покупателя такое же вулканическое воздействие, как и ее предшественница. Игорь Комаров так и заявил: выпуск новой LADA Kalina — еще одна значимая веха в истории завода и в ней постарались сохранить все лучшее, что было в первой версии модели.

Наши десять машин в высшей комплектации «Люкс» (пять хэтчбеков и пять универсалов – в версии компактного бюджетного седана на платформе Kalina теперь выступает LADA Granta), подготовленные для тест-драйва по маршруту Самара-Казань были свежие и белые, как невесты и этот цвет очень им к лицу. Они вообще в целом с первого же взгляда явно выглядели симпатичней предшественницы.

LADA Kalina 2 подросла по длине на 44 мм, у нее рельефный капот, поднятый вверх в средней части; крылья от Granta; новые бампера (причем передний слегка выдвинут вперед на эти 44 мм, чтобы прикрыть новый импортный радиатор) с «акульей пастью» фальш-решетки и большими вырезами по бокам для противотуманных фар, подчеркнутых хромированными «бровями»; новые оригинальные пятые двери; граненные головные огни вынесены по самую кромку капота. А еще оригинальные задние фонари, рейлинги на крыше универсалов и новые по форме дверные ручки, окрашенные под цвет кузова, как, впрочем, и «лопухи» боковых внешних зеркал; оригинального дизайна легсплавные диски на 14-дюймов (обещают и 15-дюймовые). Короче, экстерьер стильный, гармоничный, динамичный, вполне в современном дизайн-тренде малых авто, изысканный, без лишних деталей и «выточек». Одним словом, машина оставляет впечатление крепко сбитой, какой-то упругой.

Несколько непривычна тонкая нижняя кромка переднего бампера: а выдержит ли положенные ударные нагрузки? Уверили: выдержит, у него есть усиливающие ребра жесткости. Будоражит и вид изящных задних фонарей хэтча, вытянутых вверх на всю длину заднего стекла. Шикарно, но насколько практично для компактного бюджетника?

И вся эта красота построена на старой доброй вазовской платформе 2190, она же у Granta. И на ней же, как нам сообщили, экономный «Nissan» намерен строить модели своего бюджетного бренда «Datsun». Так что радующие душу массового российского автовладельца внутренние размеры салона у новой Kalina не стали меньше. Справедливости ради заметим, что прилагательное «новый», которым вазовцы наградили Kalina 2, не точен: на самом деле модель подверглась глубокому рестайлингу, без уменьшения размерности кузова.

А что же с силовыми агрегатами? Потребителю предлагаются три двигателя. Два из них нам знакомы. Это, во-первых, новый для Kalina мотор 11186/2116. Он 8-клапанный объемом 1,6 л ( 87 л.с. — мощнее старого на 6 л.с) с облегченной шатунно-поршневой группой для комплектации «Стандарт» и «Норма». Тестовые авто в комплектации «Люкс» были оснащены или 16-клапанным движком 21116 (1,6 л, 98 л.с.), который сочетается (впервые на Kalina) с АКП с гидротрансформатором японской фирмы «Jatco» (дочка «Nissan»), или с 16-клапанным мотором 21127 (1,6 л, 106 л.с..). Этот движок — изюминка проекта, поскольку является тем же 98-сильным мотором, который подвергся модернизации по методикам альянса «Renault-Nissan» и получил в результате так называемую систему динамического наддува, которая как бы дозаряжает цилиндры топливной смесью. Он агрегатируется с новой МКП с тросовым приводом. (Прощайте трудности с 1-2 передачами и прочие проблемы старой коробки с тягами!). Добавим, что 127-й мотор очень отзывчив в диапазоне самых рабочих оборотов от 1000 до 2500 об/мин, а прибавка в мощности особенно чувствуется после 2500 об/мин. Норма токсичности всех движков соответствует стандарту «Евро-4».

Модернизации подверглось и шасси Kalina. Для того, чтобы повысить управляемость, устойчивость при движении в выбранном направлении, обеспечить более комфортную езду, конструкторы сделали заднюю балку с отрицательным развалом колес. В передней подвеске увеличили продольный угол наклона оси поворота колес (кастер), как у LADA Kalina Sport, ужесточили крепление рулевого механизма. Но и эта обновленная подвеска — переходная. Сейчас совместно с инженерами «Renault» она будет дорабатывается с тем, чтобы приблизить Kalina по управляемости и комфорту вождения к уровню Logan.

Но пора освоиться с салоном. Он не стал теснее, он такой же просторный, но совсем иной, чем старый. То есть вполне современный, эргономичный, уютный в пределах, дозволенных ценой вопроса. И в тоже время, как объявили вазовцы, как и вся машина, «с полным фаршем». В «люксе» глаз сразу же останавливается на большом сенсорном экране неплохой мульмедийной системы — цветной дисплей поднят на самый верх центральной консоли, водителю не придется искать его глазами, что важно, так как он не только предназначен для управления системой, но и в скором времени станет навигационным «оком». «Мультимедика» позволяет слушать радио, аудифайлы, просматривать фотографии и видеофильмы — есть слот для SD-карты, а в объемном «бардачке» USB-разъем, то есть все «по-взрослому».

На консоли и крупные ручки управления производительной и малошумной системой вентиляции и отопления. Климатическая система автоматически поддерживает заданную температуру, регулирует интенсивность и направление воздушных потоков. Система получает информацию от салонных датчиков, среди них и датчик солнечной радиации. К работе системы, включая американский автоматический кондиционер Visteon, во время тест-драйва вопросов не было, она тонко регулировала температуру и холодила в зависимости от того, как палило солнце.

Дверные панели получили широкие подлокотники от Granta, водитель — очечник, передние и задние седоки — подстаканники. Передние ремни безопасности с контрольным зуммером; ближний свет фар реагируют на датчик внешней освещенности; стеклоочистители — на датчик дождя; имеется и парктроник. Электроподогрев есть теперь не только у заднего стекла, но и, внимание, лобового! А вот сиденья, хотя и нового покроя, все же разочаровали: мягковаты, боковины удерживают водителя слабовато, нет и грантовской поддержки поясницы, как и регулировки сидений по высоте (их, правда, обещают). И по традиции, множество функциональных полочек, ниш, ящиков для мелочи. У задних дверей — электропривод с кнопкой на панели.

Теперь, пожалуй, тронемся в путь. Маршрут предлагал полный набор «достоинств» российский дорог — от весьма средних в Самарской губернии, отвратительных в ульяновской, до отличных в Татарии, с затяжными подъемами и долгими спусками. Сразу отмечаю, что в салоне стало тише на всех режимах — работает дополнительный комплекс шумо- и виброизоляции. Стало больше заглушек скрытых полостей кузова; несколько мощней и пакет шумоизоляции днища и щитка передка. На пути вибраций появился дополнительный глушитель с мягким сильфоном; силовой агрегат посадили на новые опоры; поработали со скрипами передней панели и обшивки.
И эти усилия спецов завода повысить виброакустический комфорт Kalina, на мой взгляд, не пропали даром. Можно, конечно, побурчать о том, что после 120 км/ч загудели воздушные потоки, наткнувшись на передние стойки, рейлинги, внешние зеркала. А на повышенных оборотах при резком ускорении заметно бурчит мотор, иногда вдруг начинает подвывать коробка, громко щелкают многочисленные реле; Но скажу так: во первых, у зарубежных одноклассников, продающиеся в той же ценовой вилке, шуму в салоне не меньше, а борьба с шумом, как известно штука дорогая. И во-вторых, мы ездили над предсерийных машинах, а товарные, конечно же, станут еще тише по всем параметрам.

Врубаем первую, потом вторую и до пятой. Переключаются передачи четко, легким движением руки (ощутимо снижено усилие на кулисе). Ходы короткие, как сказал бы Остап Бендер — коробочка «Европа А»! Спасибо германской компании «Shaeffler». Кстати, задняя передача теперь «напротив пятой», а не «левее первой», как было раньше. Для меня теперь привычней. Механизм выбора передач вынесен из масляной ванны, так что мороз коробке больше не помеха.

И с АКП получается интересно. Существенного снижения динамики нет. Скорость разгона заметно меняется от того, как «топишь» педаль газа. Как говорят вазовцы, «как давишь, так и едешь». Однако при резком усилении четырехступенчатый «автомат» все же несколько задумывается и переключается с щелчком. По словам заводчан, они применили «драйверские» настройки АКП. При резком ускорении после 90 км/ч, например на обгоне, коробка скоренько переключатся вниз, выбирая оптимальный режим разгона, что несколько раздражает. Кстати сказать, при агрессивной скоростной езде эти перескоки передач особенно ощутимы, однако «автомат» машину не тупит, что приятно. От Камы до Казани ведет отличная автострада. Нарушая (уж простит меня ГАИ) ПДД и удивляя местных, в целом весьма дисциплинированных водил, я легко рассекал на автомате по 140-150 км/ ч, с торможениями и резкими ускорениями. Все на «отлично»!

К слову о тормозах: они более эффективны и предсказуемы, чем на старой версии модели. Начиная с комплектации «Норма», на авто устанавливается ABS с усилителем экстренного торможения (Brake Assist System) — весьма полезная вещь даже на городском компактном авто, предназначенным для спокойной семейной езды! Чтобы закончить вопрос об уровне безопасности обновленной модели, то — впервые на серийных авто АВТОВАЗа — у нее появится и отключаемая система стабилизации курсовой устойчивости (ESC) работающая в паре с ABS от «Bosch». У каждой версии Kalina 2 подушка безопасности водителя, в «Люксе» и у переднего пассажира. Обещают и боковые шторы.

Ход автомобиля во всех режимах стал менее валким, подвеска по-прежнему энергоемкая, плохая дорога с мелкими и средними выбоинами преодолевается комфортно, его реакция заметна только на глубоких ямах или высоких неровностях, на «лежачих полицейских» особых стуков не возникает. А чтобы «пробить» подвеску надо постараться.

Что касается более жесткого рулевого управления, то вибрации на «баранке» стали меньше, а информативность подросла. Электрический УР работает безотказно (надеюсь, что старые его болячки исчезли навсегда). Правда, в центральном положении есть зона низкой ответной реакции, а вот установленная короткая рулевая рейка позволила снизить число оборотов руля «от упора до упора» до 3,1.

Подведем черту. Рестайлинг LADA Kalina удался! Конечно, от предсерийных авто, на которых проводился тест-драйв, и трудно было ожидать стабильности в работе агрегатов и устройств, заявленной экономичности движков и т.д, но все хорошее в обновленной модели уже явственно проявилось. У поклонникам модели и неофитам в клубе ее фанов есть хороший повод для радости обретения. Согласимся с мнением президента Татарсиана Рустама Минниханова, встретившего нас во время тест-драйва у президентского дворца в казанском Кремле. Сообщив, что он прекрасно знает продукцию АВТОВАЗа, так как ездил на всех его моделях, заключил: LADA Kalina II — «совершенно другая машина. За такие деньги такой автомобиль — находка!».

И остается добавить, что продажи новой «Калины» начнутся в июне, цена — от 324 000 до 452 000 рублей.