Напомним, что скоростной лимит до 80 км/ч будет повышен на ряде магистралей, ведущих к загородным шоссе. К сожалению, это решение не повысит пропускную способность дорог, а скорее будет способствовать ее снижению, считает профессор кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ Олег МАЙБОРОДА.. Чтобы разобраться в том, почему желая как лучше, получаем как всегда, необходимо хотя бы немного разобраться в тех закономерностях, которым подчиняется движение транспортного потока.
С позиций здравого смысла нам представляется, что чем выше скорость автомобиля, тем больше пропускная способность дороги. В действительности дело обстоит с точностью до наоборот. Чтобы ехать с высокой скоростью, необходима большая дистанция. А это означает, что на одном км дороги помещается мало автомобилей. Поэтому интенсивность движения тоже маленькая. Чтобы повысить интенсивность движения, необходимо увеличить плотность транспортного потока, то есть уменьшить дистанцию между автомобилями. Чем меньше дистанция, тем ниже безопасная скорость. Поэтому при увеличении плотности транспортного потока его средняя скорость уменьшается.
Интенсивность движения транспортного потока по мере увеличения его плотности повышается до определенного предела, называемого пропускной способностью дороги. При дальнейшем повышении плотности транспортного потока интенсивность движения начинает снижаться и возникают заторы.
Теоретически возможная интенсивность движения по одной полосе равна 2000 авт/ч. Она вычислена при условии движения по одной полосе многополосной дороги легковых автомобилей со средней скоростью 25 км/ч и средней минимальной — безопасной! — дистанцией в 12, 5 м. Эту дистанцию автомобиль проходит за 1,8 с. Поскольку выражать дистанцию в секундах удобнее, в дальнейшем мы будем говорить о дистанции только в секундах.
В действительности в транспортном потоке кроме легковых едут автомобили, тормозные свойства которых ниже, чем у легковых автомобилей, а длина больше. Водителю трудно выдерживать минимальную дистанцию. Поэтому пропускная способность полосы уменьшается до 1600 авт/ч. При этом средняя скорость повышается до 50 км/ч. А средняя дистанция – до 2,2 с. На многополосной дороге возникают перестроения автомобилей из одной полосы в другую. Поэтому пропускная способность многополосной дороги составляет только 75% от суммы пропускных способностей отдельных полос. Так, при наличии четырех полос для движения в одном направлении пропускная способность будет не 6400 авт/ч, а только 4800 авт/ч. На двухполосной дороге из за наличия встречного движения пропускная способность полосы может снизиться с 1600 до 1000 авт/ч. Средняя скорость повышается до 70 км/ч, а средняя дистанция – до 3,6 с. В городе при наличии светофоров пропускная способность одной полосы не превышает 500 авт/ч.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что повышение разрешенной скорости до 80 км/ч не может привести к уменьшению заторов, поскольку с такой скоростью можно безопасно ехать только тогда, когда интенсивность движения ниже 1000 авт/ч.
Чтобы ликвидировать заторы, необходимо уменьшить количество автомобилей, приходящихся на один км дороги. Это можно сделать двумя способами: построить новые дороги, уменьшить количество автомобилей, выезжающих на дороги. Но строительство дорог — процесс длительный. Поэтому каждый, прежде чем сесть за руль, должен задать себе вопрос: «Нужно ли мне ехать на автомобиле, или я могу обойтись без него»? Из изложенного выше следует, что можно повысить пропускную способность существующих дорог, если каждый водитель осознает, что обогнать транспортный поток невозможно. Пытаясь сделать это, мы добиваемся только того, что поток замедляется и увеличивается количество ДТП. Мы все поедем быстрее и безопаснее, если будем ехать как можно равномернее с одинаковой скоростью. Это означает, что в потоке не должно быть как тех, кто пытается его обогнать, так и тех, кто едет медленнее потока. Смена полосы движения должна происходить только при необходимости совершить поворот, опередить, обогнать автомобиль, который едет медленнее потока. Дистанция должна быть на одну секунду больше минимально возможной, чтобы при торможении автомобиля лидера можно было тормозить с меньшим, чем у него замедлением и тем самым не создавать распространяющуюся вдоль потока в обратном направлении волну интенсивных торможений.
Уменьшение дистанции относительно безопасной величины, частые перестроения из одной полосы в другую приводят к попутным и касательным столкновениям. При этом на пути потока возникает «риф», который выключает одну полосу движения. Это уменьшает пропускную способность дороги. Чтобы это уменьшение пропускной способности было меньше, необходимо, чтобы при перестроении из двух рядов в один не применялось правило предоставления преимущественного проезда, потому что водители автомобилей, не имеющие преимущественного права проезда, просто будут стоять. Поэтому автомобили из двух рядов должны проезжают по очереди – один из правого ряда, другой из левого и т. д. К сожалению, в таких ситуациях у нас действует принцип «Кто смел, тот и съел». В результате пропускная способность дороги снижается еще больше и возникают новые ДТП со всеми вытекающими последствиями.
Если дорога на большом протяжении не имеет пересечений в одном уровне и пешеходных переходов, то при выполнении описанных выше условии транспортный поток будет двигаться. В городах при наличии пересечений дорог в одном уровне мы можем наблюдать остановку потока. Происходит это потому, что двигаясь на разрешающий сигнал светофора, водители въезжают на перекресток, не имея возможности покинуть его. В результате после смены сигнала светофора автомобили, двигающиеся в поперечном направлении, не могут проехать перекресток, но въезжают на него, пытаясь как то «просочиться» сквозь стоящие на перекрестке автомобили. В результате при последующих сменах сигнала светофора ухе никто не может проехать перекресток и транспортный поток останавливается.
Можно регулярно наблюдать, как стартуя от очередного светофора, водители развивают высокую скорость и в итоге занимают первые позиции у следующего светофора. Далее все повторяется. Такая «рваная» езда не приносит ничего, кроме вреда. На перегонах между перекрестками необходимо выбирать скорость так, чтобы подъехать к перекрестку в момент включения зеленого сигнала светофора. Естественно это могут сделать водители, находящиеся во главе потока. Если едущие за ними водители не понимают, что скорость лидеров оптимальная, возникают попытки обгона и опережения, едущих впереди автомобилей. Результат один – снижение пропускной способности дороги.
Изменение поведения водителей в дорожном движении может повысить пропускную способность дорог (в том числе путем уменьшения числа ДТП) на 15-20% и снизить вероятность полной остановки транспортного потока. Но для этого в сознании водителей должна произойти революция. Способны ли мы на нее?