9214

Судья Васин и светофоры

Об очередных странных решениях Фемиды, касающихся поиска виновных в ДТП, размышляет правозащитник Виктор ТРАВИН
Дела о «светофорных» ДТП, отмечают юристы, самы сложные, запутанные и бесперспективные. Как правило, установить, кто ехал на «красный», а кто на «зеленый» возможности не представляется. А когда — редчайший случай — истина очевидна, виновников аварии покрывает суд.
Поделиться
Автор
Виктор Травин

Президент Коллегии правовой защиты

Изображение Судья Васин и светофоры

Это мелкое происшествие лишь поначалу казалось обыкновенным. И только потом, после традиционного обмена любезностями, коими сопровождается почти всякое ДТП, двое законопослушных граждан, не поделивших дорогу на перекрестке, с несказанным удивлением обнаружили: все, что случилось здесь и сейчас, — уникально…

Ярко горящая зеленая секция светофора на перекрестке Рубцовской набережной и Госпитального моста слегка притупила бдительность Елены Е., отчего на пересечение двух улиц она выехала, почти не снижая скорости. Мощный удар в бок Елена Владимировна почувствовала аккурат в центе перекрестка и, преисполненная негодования, уже приготовилась интеллигентно наброситься на разгильдяя-водителя, посмевшего проскочить на красный. Но тот ее опередил:

— Милочка! — вылезая из покореженной машины, выдохнул некто Алексей Анатольевич К. — Вы чего ж это на запрещающий, извините, прете? Вы меня чуть не убили…

От такой наглости карие глаза Елены Владимировны отправились на лоб.

— Да вы лжец! — воскликнула она. — У меня горел зеленый!

И, внимательно осмотревшись, добавила:

— Смотрите: он, между прочим, до сих пор горит…

Взбудораженный Алексей Анатольевич смекнул, что дело неладное, вернулся к «своему» светофору и обомлел:

— Вы будете смеяться… но и у меня горит зеленый. И тоже — до сих пор.

Оба светофора, как выяснилось при коллективном обследовании, горели зеленым светом без всякого стеснения и намека на грядущее изменение цвета. Горели ярко и жизнеутверждающе. Инспектор ДПС, прибывший на место происшествия, дважды — по количеству светофоров — протер глаза и разделил мнение пострадавших: светофоры милостиво пропускают на перекресток всех… со всех сторон.

А чуть позднее расследование, проведенное 2-м батальоном полка ДПС ГИБДД УВД Центрального округа столицы, официально подтвердило еще один вопиющий факт: в тот день светофорный объект завис на целых одиннадцать часов. Привлекать к ответственности Елену Владимировну и Алексея Анатольевича оказалось не за что. Ибо невиноватые они…

«Добрый» светофор сыграл с Еленой и Алексеем недобрую шутку: автомобилю Елены потребовался ремонт более чем на сто тысяч рублей, а автомобилю Алексея — более чем на полмиллиона. И за этими весьма приличными деньгами пострадавшие отправились с претензией к хозяевам светофора — в Центр организации дорожного движения правительства Москвы.

Аргументы были представлены убойные. Ну например: распоряжение столичного правительства №272, которым утвержден Регламент эксплуатации технических средств организации дорожного движения, прямо возлагает контроль над работоспособностью светофоров на тот самый центр. Стало быть, ежели товарищи из центра не могут следить за правильным перемигиванием лампочек, то должны возмещать ущерб, полученный вследствие проявленной ими халатности. Да и по смыслу статьи 12 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» ответственность за причинение вреда возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Внашем случае, выходит, на Центр организации дорожного движения правительства Москвы. Как с этим поспоришь? Однако…

— Деньги? — удивленно переспросили в центре. — Еще чего… Вы не по адресу! За работу светофоров у нас отвечает… ГАИ.

В ГАИ возмутились: мол, наша задача — по неработающим светофорам отправлять «шифровки» в центр. Мы такой светофор выявили, в центр сообщили. Стало быть, с претензией не к нам. И потому Елена Владимировна и Алексей Анатольевич с протянутой рукой пешком отправились в Басманный суд — с требованием обязать именно центр возместить причиненный ущерб.

— Ну это невозможно, — подытожил федеральный судья товарищ Васин. — Между дорожно-транспортным происшествием и действиями сотрудников центра никакой связи нет!

И, отказывая в удовлетворении иска, для пущей убедительности в решении указал: «водители не предприняли меры к безопасному пересечению перекрестка». Мол, сами виноваты!

Смех и грех! Ведь теперь выходит, что ГАИ по закону к делу не пришьешь, а пришить Центр организации движения не позволяет суд. Одно утешение — невинно пострадавшим хороший урок явно пошел впрок: отныне Елена Владимировна и Алексей Анатольевич строго следуют указанию судьи о необходимости безопасного пересечения перекрестка при обоюдно зеленом сигнале светофора.


На зеленый они теперь просто… намертво встают.