Курсантов автошкол начнут учить по-новому уже в апреле

Со дня на день вступят в силу новые программы обучения водителей, подготовленные Минобром. Эти документы наконец-то позволят автошколам выпускать на дорогу более подготовленных рулевых. Правда, далеко не всем автошколам…

Напомним, что ревизия всего процесса обучения будущих водителей и проверка их знаний в ГИБДД стали возможны после вступления в силу кардинальных поправок в Закон РФ «О безопасности дорожного движения». И процесс подготовки обучения курсантов по новым, прогрессивным программам-методикам близок к завершению. Так, на днях Минюст заканчивает обязательную экспертизу подготовленных Минобром документов и их вступление в силу — дело считанных дней.

И надо заметить, что одна из главнейших проверок, которую проходят подобные бумаги, — на коррупционность. Программы Минобра, судя по всему, выдержат ее с честью, что очень не нравится ряду объединений автошкол, не готовых работать легально и открыто, без «серых» схем. А новые программы их раз и навсегда закрывают. Ведь, согласно им, автошколы помимо прочего должны пройти обязательное лицензирование, невозможное без проверки ГИБДД материальной базы (классов, автомобилей, уровня подготовки преподавательского состава) и четкого следования в процессе обучения собственно программам с заложенными в них часами обучения разным водительским премудростям.

«Серые» автошколы потянуть всего этого не смогут и вынуждены будут уйти с рынка. А поскольку не хочется — придумывают разные поводы, чтобы как минимум затормозить принятие смертельных для них документов.

Однако поскольку работали над ними профессионалы, придраться по большому счету не к чему. Зацепка есть всего одна — излишняя нагруженность новых программ дисциплинами, в которых массовый автолюбитель не нуждается. И на основании этого предлагается новые формы и методы обучения вообще не вводить.

Действительно, в проекте Примерных программ, подготовленного Минобрнауки, есть такое понятие, как «профессиональный цикл обучения». Он сравнительно небольшой и присутствует далеко не во всех программах. Его нет как такового в программах подготовки на категории «М», «А»^ «А1» и В1, а также во всех «Е»: «ВЕ», «СЕ», «DЕ» и соответственно «С1Е», «D1Е». Как удалось выяснить, в программах «С» и «D» эти темы были всегда — просто потому, что эти категории транспортных средств изначально предназначены для перевозок пассажиров и грузов. Так что же вызвало такую панику в рядах некоторых представителей «профессиональной общественности»? Неужели те 14 академических часов пресловутого профессионального цикла, которые предусмотрены программой категории «В»? Взяв калькулятор и пересчитав часы в астрономические, получилось 10 часов, то есть три-четыре аудиторных занятия. И с этого момента мне не поверилось, что так активно могла бы развернуться борьба за исключение 14 часов из одной-единственной программы, чтобы была необходимость пересматривать весь пакет документов, включая федеральный закон. И тогда передо мной встал вопрос: а с чем же тогда на самом деле объявлена борьба теми самыми представителями «профессионального сообщества» (последняя их «всероссийская конференция» состоялась на днях в Карелии. Правда, участие в ней не приняло ни одно из авторитетных и масштабных объединений автошкол страны)? Проанализировав целиком программы подготовки, я наконец-то нашел ответ.

Борьба объявлена отнюдь не содержанию предметов и циклов, а самому принципу подготовки, заложенному программами. И тому порядку, который должен наступить в системе подготовки водителей после принятия всех документов. Кому же так не нужен порядок? Посмотрев список спикеров вышеупомянутой конференции, я нашел ответ и на этот вопрос. Оказывается, один из основных организаторов — в недавнем прошлом «центральный» сетевой самоподготовщик страны. Памятуя о том, что самоподготовка отменилась еще 5 ноября прошлого года, я поинтересовался: а чем сейчас занимается этот деятель? Зайдя на сайт автошколы, им возглавляемой, обнаружил, что, оказывается, некоторым закон не писан и отмена самоподготовки не сподвигла работать должным образом. То же впечатляющее количество филиалов, то же совсем не впечатляющее количество лекций, и очень заманчивая цена — 6800 рублей, а для студентов и вовсе 5600 (при том что полноценные автошколы просят за свои услуги от 15 000 рублей в провинции до 33 000 в Москве). По всей видимости, при таком раскладе наводимый порядок действительно может сильно подорвать столь успешно действующий лохотрон, завернутый в обертку «образовательного холдинга» и скорее всего приносящий очень неплохой доход. А за такой кусок пирога можно и побороться. Не волнует таких горе-бизнесменов, что по их вине на дорогу выезжают недоучки, прошедшие укороченную в разы, отнюдь не профессиональную подготовку. Вот и ищут они изо всех сил, каким бы предлогом воспользоваться, чтобы развернуть закон вспять, чтобы заменить профессиональное обучение на «соответствующую подготовку или переподготовку». Только на соответствующую чему? Интересам нелегального антисоциального бизнеса? 

None