9478

Метро-2014: стрелка и стрелочники

Трагедия в столичном метро ставит крест на попытках мэрии пересадить горожан с личного транспорта на общественный
Когда утром 15 июля изорванные железом тела истекали кровью и растерзанные люди умирали в тоннеле среди обломков вагонов, телеканалы вежливо излучали дозированную тревогу: «В столичном метро на синей ветке произошло ЧП.
Поделиться
Изображение Метро-2014: стрелка и стрелочники

И пока люди корчились в агонии, а МЧС пробивалось к трем разбитым вдребезги вагонам, оно прикидывало – удастся ли отмолчаться или придется что-то объяснять. Когда трупов стало больше двадцати, а раненых за полторы сотни, сформировалось понимание – самое время назначать ответственного. Тут же из ниоткуда срочно вернулся отдыхавший руководитель московского метро Иван Беседин. Теперь ему придется скорбеть над погибшими и выражать моральную сопричастность, обозначающую глубину страданий и соболезнования погибшим. Искренними они будут лишь в случае его прошения об отставке. Все остальное – лицемерие и конъюнктура. Перепуганный мэр Сергей Собянин умело возглавил «охоту на ведьм» и топнул грозным намерением кого-нибудь уволить. Безупречный эффективный менеджер, возглавивший битву с моторизованными москвичами, уроженец крошечной эстонской деревни Максим Ликсутов вообще ни при чем. Обвинить человека, устроившего травлю горожан за обладание личными машинами, научившегося добывать деньги из асфальта и спровоцировавшего неизбежную популярность подземки, обвинить в причастности к катастрофе не получится. А причину придумают наиболее нейтральную, не затрагивающую никого из своих.

Идеально подошел бы теракт, как это уже было с «Невским экспрессом», убившим людей из-за лопнувшего рельса. Тогда террористов нашли, арестовали и тем самым закрыли тему претензий к государству и чиновникам. Даже судиться стало не с кем. На синей ветке московского метро уже найдена стрелка. В подземке это редкость, но тут она очень кстати оказалась недалеко от места убийства. Третий вариант — технический сбой: либо шина сдулась, либо электричество протекло. Этот техногенный фактор наиболее удачен. Тем более, что производитель состава мытищинский Метровагонмаш сопоставимо ни при чем (он входит в Трансмашхолдинг, владеть которым случалось кипрской компании Ликсутова Intellectico Holdings Limited). Всех плохих рабочих завод уволил еще в прошлом году, а 6 миллионов рублей штрафа за брак давно выплатил. Четвертый вариант, но уж совсем сложный – Нодар Канчели и ошибка проектировщиков. Пока Москвой руководил Юрий Лужков, а за метро отвечал Дмитрий Гаев, ничего подобного не было. Теперь будет. Еще не раз и пострашнее…

Люди приняли чудовищную смерть. Не все скончались сразу. Часть умирала под землей медленно и долго. А на ярком свету солнечного дня решались важнейшие вопросы: получится ли смолчать, как отвертеться, как уберечь своих от ответственности, через сколько все забудется и кем можно пожертвовать, если требование наказать придет с самого верха? Но пока все спокойно: «Мои самые искренние соболезнования», — Дмитрий Медведев… Чудище в этот раз не очень «лайяй», зато «озорно». Прямой перевод – гнусное. Без озорства.