9532

Гельминтоз во время кризиса

Кто зарабатывает на вторичном авторынке
Пока рынок новых машин пребывает в ожидаемом ступоре, многие продавцы всерьез рассчитывают на усиление клиентской активности на вторичном авторынке. Эти ожидания вполне по делу, если бы не несколько «но».
Поделиться
Изображение Гельминтоз во время кризиса

Машины моложе не становятся, народ же привык к определенному уровню комфорта. Если уж не получится купить новый автомобиль, можно купить старый, но повыше классом, тем более, что при этом еще и сэкономить можно. Немаловажную роль здесь играет и программа утилизации. Сданная под пресс машина, конечно, оплачивается дороже, но авто, купленное через трейд-ин тоже приличный дисконт обеспечивает. Однако тут далеко не все так просто и подарков от вторичного рынка ждать не стоит.

Ситуацию, сложившуюся на рынке автомобилей б/у многие годы культивировали сами дилеры — тут есть все, начиная с неоправданно высоких цен, заканчивая дерущими «по-черному» корпоративными перекупщиками. Проще говоря, если бы официальные продавцы в свое время не решили бы искусственно стимулировать рост доходности этого бизнес-направления, частных посредников бы на рынке уже давно не было. Во всяком случае, начиная со среднего сегмента. Для этого им было достаточно сделать трейд-ин более или менее выгодной сделкой, а параллельно развивать пользовательский лизинг. Все это было вполне реально, но пока компании обжирались деньгами, необходимости в таких программах никто не видел. Теперь же, когда настало самое подходящее время использовать данный ресурс, ни они, ни клиенты попросту не готовы быстро переключиться с первичного на вторичный авторынок, хотя на самом деле это выгодно обеим сторонам.

Официальный рынок подержанных авто опережает рынок новых минимум в 2,5 раза. За 8 месяцев на нем было заключено без малого 4 миллиона сделок, а учитывая, что за месяц это число увеличивается еще примерно на полмиллиона с лишним, к концу календарного года суммарный объем превысит 6-миллионный порог. Да и его финансовая емкость вряд ли ниже, чем у первичного. Если же вспомнить о росте цен на новые иномарки…

Впрочем, тут тоже не все так гладко. В июне цены начали расти и на вторичке. Не сильно, но довольно стабильно. Надо сказать, что объективным причин тому не было, только субъективные — деятельность все тех же перекупщиков и стремление крупных официальных площадок компенсировать потери от недостачи на основном направлении. К концу же августа мы получили вполне ожидаемый количественный откат.

Агентство «Автостат» на прошлой неделе подсчитало, что в августе рынок вторички просел на 1,4%. Это немного, но все больше похоже на тенденцию. В сентябре-декабре при этом отток клиентов лишь усилится, ибо программа утилизации заработала на полную катушку. В иной ситуации она бы спровоцировала снижение цен, но сегодня такое вряд ли случится. В лучшем случае, они зависнут на текущем уровне, в худшем — продавцы задерут их до предела, поднимая маржу, полученную от каждой конкретной продажи.

В принципе, это противоречит нормальным рыночным процессам и принципам, но умом Россию, как известно, не понять. Притом, страдать в такой ситуации опять же будут обычные люди. Поскольку ценообразованием на рынке занимаются перекупщики (частные или корпоративные — не суть важно), их логичным стремлением будет купить подешевле и подороже продать. Соответственно, выгодной эта сделка не окажется ни для старого владельца, ни для нового, выиграет же только посредник. Проблема в том, что спрос и предложение на рынке формируются за счет первых двух, последние же выступают в качестве своеобразного регулятора. Должны выступать. У нас, впрочем, они больше напоминают гельминтов, а, проще говоря, глистов…