7296

Гран-при России: блеск и нищета

За кулисами первых российских гонок «Формулы-1»
Для всех истинных болельщиков информация о том, что самое первое Гран-при России состоялась еще летом 1913 года в окрестностях Петербурга, не является секретом. Тогда его выиграл гонщик Суворин, выступавший на болиде Benz 29/60. Но настоящая «королевская» гонка прошла в минувшие выходные в сочинском Олимпийском парке.
Поделиться
Изображение Гран-при России: блеск и нищета

Если еще немного окунуться в историю, то в 1982 году Берни Экклстоун, владелец коммерческих прав «Формулы-1», посещал СССР и даже договорился на проведение гонки в 1983 году в районе Воробьевых гор. Но со смертью нашего дорогого Леонида Ильича, который, к слову, являлся большим поклонником автомобилей, этап был отменен. И вот спустя 32 года болельщики все же получили возможность лично побывать на автодроме и с головой окунуться в атмосферу горящих шин и запредельных скоростей.

Как признавали все гости и участники, трасса, построенная известным «гоночным» архитектором Германом Тильке, удовлетворяет всем современным требования по безопасности, особенно если вспомнить трагическое стечение обстоятельств на предыдущем Гран-при Японии, когда в результате вылета попал в больницу пилот Marussia Жюль Бьянки. К счастью, в этот раз все обошлось.

Трудности перевоза

Иной раз так и хочется воскликнуть: «Подобное просто не реально!» Посудите сами — сразу после окончания предыдущей гонки команды устремили в Сочи, перевезя в общей сложности 700 тонн различных грузов. Времени, как известно, было в обрез, но команды справились с этой непростой логистической задачей, и уже во вторник механики и инженеры собирали болиды и устанавливали необходимое оборудование. Просто сравнение: за все время зимней Олимпиады Сочинские воздушные ворота приняли 1600 тонн. Но гоночный уик-энд длится всего лишь три дня…

К примеру, единственный поставщик шин для «королевских гонок», итальянская компания Pirelli, привозит на каждый Гран-при пять контейнеров с покрышками и около 60 человек технического персонала. И если другие трассы, принимающие гонки, более-менее понятны с точки зрения состояния асфальта, то новый Сочинский автодром до этих выходных был абсолютно неизвестен. Вот что говорит бывший пилот Жан Алези, ныне консультант Pirelli: «С помощью технологии моделирования, которая используется в настоящее время, намного проще подготовиться к новой трассе, чем это было в мое время. Но существует огромная разница между подобным подходом и реальностью: вы никогда не сможете повторить все те условия, которые будут иметь решающее значение в режиме настоящей гонки.

Именно поэтому как для самих гонщиков, так и для инженеров, особенно важно «потрогать» трассу, чтобы понять природу асфальтового покрытия и почувствовать ее.» И знаете, привезенные итальянскими шинниками составы Medium и Soft оказались как нельзя более подходящими для сочинского Гран-при. В это сложно поверить, но на среднем составе гонщик и претендент на чемпионский титул Нико Росберг проехал 52 из 53 круга, прорвавшись с последней позиции на второе место на подиуме. Феноменальный успех как для команды Mercedes, к слову сказать, досрочно взявшей Кубок конструкторов, так и для Pirelli.

А как команды проводили свои пит-стопы! Это и по телевизору кажется, что за три секунды просто нереально провести такую работу, но когда ты наблюдаешь все это своими собственными глазами, то просто поражаешься скоординированности механиков — все действия отточены до мельчайших движений. Как только болид заезжает на отведенное ему место на пит-стопе, сотрудники конюшни одновременно откручивают колеса, при этом двое поднимают машину, снимаются старые колеса и надеваются новые с последующим закручиванием гайки и опускание авто. И вот газ в пол, легкая пробуксовка — и гонщик снова продолжает гонку. Поистине невероятно! Правда, возникает один-единственный вопрос: очень интересно, что происходит с человеком, который, к примеру, идеально обучен закручивать гайку, после завершения своей карьеры в автоспорте. Неужели открывает свой личный скоростной шиномонтаж, где колеса меняются на время?

Мажорная тусовка

И все-таки мне кажется, что в первую очередь «Большие призы» — сверхуспешное коммерческое мероприятие, чем сами гонки. Ведь до начала 1980 годов команды, образно говоря, боролись за выживание на трассе. Все изменилось с приходом Берни Экклстоуна, который привел с собой в «Формулу-1» крупных спонсоров (по слухам, один только логотип на бутылочке для питья в руках пилота стоит от одного миллиона евро). После этого гонки стали скорее смотром богатства, чем, собственно, самой захватывающей борьбой.

Посудите сами: пропуск с возможностью посещения паддока и пит-лейна стоит 200 000 рублей. Невероятные деньги, но все подобные «проходки» были раскуплены задолго до самой даты проведения Гран-при. Ну а за место на трибунах болельщики платили от 7000 рублей. Не могу сказать, что сумма большая, но, честно говоря, смотреть гонку по телевизору намного интереснее, чем с трибун. В том случае режиссер показывает самые интересные поединки и ракурсы, а присутствуя лично, ты всего лишь видишь проносящиеся с головокружительной скоростью болиды. Но, конечно, за оглушающий звук и запах высокооктанового бензина вперемешку со жженой резиной стоит того, чтобы фанат отдал немаленькие деньги за личное присутствие на трассе.

И тут стоит поделиться небольшим личным наблюдением: большинство вип-персон на ложах, посмотрев лишь сам старт гонки, отправлялись в кулуары вести деловые переговоры, сдабривая это дело шампанским и устрицами. Или силиконовые девицы, которые делали «себяшки» на фоне трассы. Что же касается обычных трибун, то там собрались настоящие болельщики: развивались флаги, звучали кричалки в поддержку русского пилота Даниила Квята, который в следующем году будет выступать за чемпионскую «конюшню» Red Bull.

Имидж — все

Вполне ожидаемым было и появление в паддоке Президента России, который без лишнего шума присел на пластиковый стульчик рядом с Экклстоуном. И пусть все говорят, что «королевские гонки», как и весь большой спорт, находятся вне политики, но в это вериться с трудом. Все-таки подобные мероприятия являются очень дорогими, и без государственной поддержки просто не обходятся. Но, как сказал мэр Сочи Анатолий Пахомов, за три гоночных дня автодром посетили около 180 000 человек, так что и для «простолюдинов» праздник состоялся. По крайне мере, на трибунах не было свободных мест…