31621

Зимнее вождение: советы от BMW Driving Experience

Как избежать аварии в «демисезонный» и зимний периоды
Традиционно случающийся в первые месяцы зимы «день жестянщика» в этом году отложен. Но не стоит испытывать иллюзий – зима уже пришла. А это значит, что не лишним будет вспомнить о некоторых особенностях управления и эксплуатации автомобиля на холодных и заснеженных дорогах.
Поделиться
Изображение Зимнее вождение: советы от BMW Driving Experience

О том что следует изменить в стиле вождения и к чему быть готовым на дороге зимой «АвтоВвзгляд» попросил рассказать шеф-инструктора школы BMW Driving Experiece Кирилла Папкова.

— Как пережить самое неприятное время, когда летняя резина уже плохо работает, а зимняя еще не работает как надо?

— Менять летнюю резину на зимнюю нужно при устоявшейся среднесуточной температуре ниже -7. Естественно, оптимальные сцепные свойства тех или иных покрышек ограничены в определенном температурном диапазоне. Основной совет, который поможет избежать потерю стабильности автомобиля, — корректировать в меньшую сторону скоростной режим, использовать более ранние плавные торможения.

— Нынешняя зима очень непривычная — она по-европейски бесснежная, но уже по-русски холодная. Как быть, когда снег еще не выпал, а на колесах уже «шипы»?

— Ничего страшного в этом нет. Современные шипованные покрышки на асфальте не уступают нешипованным. Конечно, сохранность шипов зависит от действий водителя. Резкие нажатия на педаль газа, активные торможения приводят к деформации шипов или их потере. А в случае, когда под колесами окажется утренний лед, часто встречающийся на загородных дорогах, да и в городе тоже, шипованные шины отработают значительно лучше.

— Как надо менять стиль вождения зимой, от чего отказаться в привычках, на что обращать внимание? Как лучше подготовить себя самого как водителя к наступлению зимы?

— Спокойное вождение, соблюдение дистанции — эти правила должны соблюдаться и зимой и летом. Теплое время года и летняя резина на колесах совсем не означают, что нужно лететь как угорелый, «висеть на хвосте» у впереди идущего и тормозить в самую последнюю минуту. Но правда в том, что в зимнее время года сцепные характеристики шин и дороги отличаются. А значит, в первую очередь стоит отказаться от резких действий органами управления автомобилем, которые могут привести к потере сцепления с дорогой. Нужно «отвыкать» и от высокой скорости движения. Повторюсь, возможности автомобиля зависят от сцепных свойств покрышек и покрытия. Полутора-двухтонная машина держится на дороге всего лишь четырьмя 15-сантиметрвыми участками шины. Нужно понимать, что зимой возможности автомобиля явно ниже в сравнении с летним периодом. Самая лучшая самоподготовка — заложить дополнительное время на путь до места работы, чтобы потом не рисковать, превышая все разумные скоростные и прочие пределы.

— Многие столичные водители выступают против шипованной резины, утверждая, что она хуже тормозит и вообще в Москве не нужна, да и зимняя резина — неоправданная роскошь. Имеет ли смысл покупать «всесезонку»?

— Лично я склоняюсь к мнению, что для автомобиля должно быть два комплекта колес — летние и зимние. Экономия на всесезонной резине не выгодна по отношению к собственной безопасности.

— Есть ли какие-нибудь специфические особенности езды в зимнюю пору по городу и по трассе?

— Если речь идет о крупных городах, то, как правило, дороги в них обрабатываются специальными химическими составами, активно работает снегоуборочная техника, и дороги довольно быстро «оттаивают» даже после сильных снегопадов. На трассах ситуация сложнее. Во-первых, часто встречаются участки с неравномерным покрытием. Например, с полей на дорогу наметает снег, на подъемах и спусках — гололед. Любую экстренную ситуацию проще предугадать и не допустить, чем решить. Выбирая оптимальную скорость движения, дистанцию между автомобилями, не выполняя резких маневров, можно избежать многих проблем.

— Один из мифов о заднем приводе гласит, что он совершенно непригоден для уверенной езды по зимним дорогам. Верно ли это?

— Современные автомобили оснащаются системами курсовой устойчивости, поэтому зимой заднего привода бояться не стоит. Выбирать здесь лучший или худший вариант, наверное, некорректно. У любого типа привода есть свои преимущества, но и есть недостатки. Заднеприводные авто обладают чуть большей маневренностью. С другой стороны, в зимних условиях они уступают в проходимости и разгонной динамике.

— Говоря о полном приводе, что нужно понимать и знать владельцу полноприводного автомобиля? Какие ошибки совершают владельцы кроссоверов и прочих автомобилей с современными системами полного привода?

Какими бы сверхсовременными ни были автомобили и системы полного привода, установленные в них, все в этом мире подчиняется законам физики. Об этом, кстати, всегда указывается в той книжке, которую редко кто читает из автовладельцев — в «Руководстве по эксплуатации». Многие автомобилисты переоценивают возможности полноприводных автомобилей, считая, например, что они обладают большим потенциалом при прохождении поворотов. Это ошибочная уверенность. Автомобиль за дорогу держится покрышками, а не системами трансмиссии. В наших климатических условиях полный привод позволяет повысить проходимость и разгонную динамику на рыхлых или неоднородных покрытиях, но никак не расширяет скоростные границы на виражах. Еще бытует мнение, что полноприводный автомобиль в случае потери стабильности становится неуправляемым. Это тоже неверно. Действительно, управлять в скольжении полноприводой машиной сложнее, чем моноприводом. Но это возможно.

В целом же, для всех систем привода и любого времени года действует общее правило – не путайте дорогу общего пользования с гоночной трассой, а себя с участниками соревнований. В жизненном «ралли» побеждает тот, кто доехал безопаснее и спокойнее.