На днях ГИБДД, под руководством замминистра внутренних дел генерал-полковника полиции Виктора Кирьянова, совещалось, «обозначая вопросы», «останавливаясь на причинах» и «отмечая аспекты». Подобная золотопогонная рутина нормального человека вряд ли заинтересует. Но в данном случае резанула слух одна непонятная, на первый взгляд, цифирь, упоминавшаяся докладчиками. По их словам, количество ДТП с пьяными водителями за 2014 год выросло на 20%.
На долю пьяных ДТП в России приходится 9% аварий с пострадавшими.
Полных данных об аварийности за 12 месяцев прошлого года МВД пока официально не публиковала. Но есть информация за январь-ноябрь 2014. Согласно ей, за 11 месяцев рост аварий с пьяными в России составил 11,2%. А за 12, если верить словам совещавшихся чинов ГИБДД, – разом подскочил до 20%. Получается, что за один декабрь 2014 было зафиксировано практически столько же нетрезвых аварий, что и за 11 предшествующих месяцев. Как такое может быть, спросите вы? Это ж сколько нужно за месяц выпить российским водителям, чтобы употребить почти столько же алкоголя, что и за предшествующие 11 месяцев? Насколько нам известно, никакого особого всплеска продаж водки-вина в декабре прошлого года не фиксировался. Наблюдался лишь обычный для ежегодного предновогоднего шопинга рост.
Тогда откуда взялся всплеск полицейской алкостатистики? В качестве единственного логического объяснения на ум приходит только одно. Дело в том, что с ноября вступила в силу новая редакция статьи 25.7 КоАП. Благодаря ей, патрульные ДПС получили возможность не привлекать понятых в случае, когда ведется видеозапись. То есть, полицейские на совершенно законных основаниях могут перетряхнуть твою машину или «продуть» на предмет алкоголя без лишних глаз и ушей. Служивому достаточно заявить, что он ведет видеосъемку процесса. Теоретически, видеозапись должна прилагаться к протоколу досмотра или акту освидетельствования на алкоголь. Но ведь известно, что полицейские видеозаписи ах как часто подвергаются нашествиям зловредных компьютерных вирусов... В таком случае, деятельность ГИБДД на земле можно назвать не борьбой с пьянством за рулем, а битвой за «палки» в отчетности или лишнюю «копеечку» в собственном кармане.
Как ни крути, а пьяных за рулем стало в последнее время действительно больше. Даже не смотря на то, что ответственность «за пьянку» усилили – после печально знаменитой трагедии на Минской улице. После того как пьяный «в хлам» водитель лишил жизни кучу людей на автобусной остановке, за нетрезвое вождение ввели штраф в 30 000 рублей и 1,5-2 года лишения водительского удостоверения. Как видим, усиление карательных санкций не помогло. Тому наглядное свидетельство – результат последнего рейда «нетрезвый водитель» в Москве. Он прошел с 12 по 14 декабря 2014. Полицейские отчитались о поимке 131 пьяных и 93 отказавшихся от медосвидетельствования водителей. Характерно, что аналогичное мероприятие, состоявшееся практически год назад, в конце февраля 2014 года выявило всего 23 пьяных и 45 «отказаников». Разница в цифрах разительна и наглядна. А знаете почему так происходит? Все просто.
За 11 месяцев 2014 года количество аварий с пьяными водителями в Москве выросло на 31%
После резонансной трагедии на Минской улице руководство столичной полиции практически каждые выходные организовывало рейды по пьяным водителям. И еще до вступления в силу законодательных ужесточений для пьяных за рулем ситуация в этой сфере (по крайней мере, в Москве) резко улучшилась. Буквально через полгода регулярных рейдов, количество задержанных пьяных упало в несколько раз – примерно до уровня годичной давности. После этого гаишники явно расслабились, уповая на профилактический эффект от ужесточившегося законодательства. Хотя сами же перед этим доказали: главное в этом деле не суровость наказания, а качество работы полиции «на земле». Другими словами, – интенсивность и масштабность рейдов по пьяным, а не размеры штрафов в КоАП.
Да, текущие трудности ГИБДД понятны: сокращение штатов и бюджетов, работать некому и все такое... На самом деле это не совсем так. Работать есть кому, только эти сотрудники занимаются «более важными делами». А именно: «пасутся», подлавливая незадачливых автомобилистов на невнимательности к знакам или неоднозначности разметки. Или помогают эвакуаторщикам выполнять план по доставке машин на штрафстоянки. То есть и те, и те делают деньги для бюджета города, в конечном счете. А пьяные – это же не так важно. Всего-то пара десятков человек за ночь при должной регулярности рейдов, какой с них профит для бюджета? Поэтому мы все сейчас будем ждать, когда очередной пьяный «летчик» уберет на тот свет очередную группу горожан. И только после этого доблестная полиция заработает так, как должна. Немедленно найдется все что для еженедельных рейдов нужно – и люди, и мотивация...