13704

Почему выпускников старейшей автошколы Москвы могут лишить «прав»

Нелицензированные автокурсы сводят на «нет» все старания правительства снизить аварийность
Господа новоиспеченные водители! Портал «АвтоВзгляд» должен с прискорбием сообщить, что те из вас, кто получил водительское удостоверение после обучения в АНО «Центр профессионального транспортного образования» в период с января 2015 года по январь 2016 года, могут их в одночасье лишиться, а тех, кто только собрался на экзамен в ГАИ – к нему не допустят. Поскольку «старинное учебное заведение», как оно само себя именует, в этот период времени не имело (и до сих пор не имеет!) права ни набирать курсантов, ни обучать их, ни уж, тем более, выдавать требуемые для экзамена в ГИБДД свидетельства об окончании. Но делало это...
Изображение Почему выпускников старейшей автошколы Москвы могут лишить «прав»

Напомним, что борьба компетентных органов с так называемыми серыми автошколами, не имеющими права на образовательную деятельность, в последнее время больно бьет по их выпускникам. После того, как прокуратура убеждается, что автошкола нарушает закон, она обращается в суд с требованием приостановить действие в/у тех граждан, что воспользовались услугами нелегалов и сдавали экзамены в ГАИ по липовым свидетельствам о получении профессии водитель. При этом закон не дает ответа, как возобновить действие «корочек». В лучшем случае учиться придется заново, в худшем – навсегда остаться пешеходом. Самые громкие подобные процессы прошли не так давно в Краснодаре, где без «прав» остались десятки человек. И вот, похоже, наступила очередь Первопрестольной.

Пикантность ситуации придает тот факт, что продолжительное время нелегально учила граждан одна из старейших автошкол города, на сайте которой указано, что она создана «по инициативе Министерства транспорта Российской Федерации на базе Юношеской автомобильной школы» – АНО «Центр профессионального транспортного образования».

Заведение, казалось бы, заслуженное и авторитетное, а его исполняющий директор г-жа Никонова по сей день является членом разнообразных рабочих групп, общественных советов и координационных центров при различных министерствах и ведомствах типа Минтранса, МВД и других структур, включая Общественную палату РФ. Одна только печать МВД с личной подписью первого заместителям начальника ГУОБДД МВД России В. В. Швецова на планах и программах г-жи Никоновой чего стоит! Увы, но близость к властным кабинетам сыграла с ней злую шутку. Когда по ряду причин она должна была приостановить деятельность по подготовке водителей, Ольга Александровна не сделала этого и пошла на явное нарушение закона, продолжая ее. Чем, в итоге, подставила и простых граждан, и влиятельных членов общества, ставших выпускниками по сути серой школы (среди последних, по данным портала «АвтоВзгляд», депутаты, министерские работники, серьезные бизнесмены и члены их семей). Над которыми, повторимся, нависла реальная угроза лишиться «прав».

Беду спровоцировал спор хозяйствующих субъектов вокруг здания, в котором еще с советских времен обитает «Юношеская автомобильная школа». Мутная история с куплей-продажей и последовавшей за ней судебной тяжбой вокруг лакомого помещения на Цветном бульваре привела к тому, что вместо ЮАШ, не получавшей заключение ГИБДД, набор учеников продолжился под новой вывеской – АНО «Центр профессионального транспортного образования».

Таковых за год набралось несколько сотен человек, принесших Ольге Александровне минимум по 45 000 рублей каждый. Отменный, согласитесь, гешефт. Проблема только в том, повторимся, что теперь все эти люди имеют реальную возможность остаться без «прав». Поскольку упомянутое АНО не имело лицензии на профессиональное обучение водителей – по крайней мере, в сводном реестре лицензий Рособрнадзора сведения о ее выдаче портал «АвтоВзгляд» не нашел. Другими словами, АНО «ЦПТО» осуществляет незаконную деятельность, а выданные свидетельства о получении гражданами профессии водителя недействительны – филькина грамота, не дающая в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» права сдавать экзамены в ГИБДД и получать заветные «корочки».

В России, конечно, право не прецедентное, но упомянутый выше краснодарский сценарий дает веские основания думать, что столичная прокуратура им воспользуется и через суд добьется приостановки действия «прав» незадачливых клиентов г-жи Никоновой (хотя бы для того, чтобы другие кандидаты в водители тщательнее выбирали место учебы, проверяя наличие всех необходимых документов).

А в свете скорого выхода нового Административного регламента МВД по приему экзаменов (окончательный текст которого – тайна за семью печатями), очень хочется узнать, предусмотрены ли в нем действенные механизмы, когда ГАИ сможет определить, что за документы представляются при сдаче экзаменов – настоящие или липовые. Ведь если они в массовом порядке экзаменуют выпускников нелицензированных (читай – «серых») автошкол, то ни о какой реформе последних и речи быть не может. И значит любой мошенник, не обучая толком будущих «рулевых», может штамповать свидетельства об окончании автокурсов и продавать их всем желающим. То есть вся титаническая работа, проделанная правительством страны в лице его министерств и ведомств по вытеснению с рынка образовательных учреждений, выпускающих на дороги потенциальных убийц – насмарку. Как и только-только наметившаяся тенденция снижения ДТП, происходящих по вине начинающих водителей...

Между тем,  в процессе подготовки материала к печати, мы, как того требует жанр журналистского расследования, попросили г-жу Никонову подтвердить или опровергнуть приведенные в нем факты. И довольно оперативно получили ответы на интересующие нас вопросы. Приводим их практически полностью, но с редакционными ремарками.

– Ваша статья, – говорит Ольга А лександровна, – изобилуют самыми разноречивыми и непроверенными данными. И заявление о том, что АНО «ЦПТО», не имеющее отношение к ЮАШ, работает без лицензии, факт никем не подтвержденный (о том, что это не так, свидетельствует приведенный выше скриншот из официального письма Департамента образования Москвы — Ред.).

Вопрос об аннулировании водительского удостоверения надо делать осторожно, поскольку нормативом предусмотрено только подложное или поддельное аннулирование удостоверения, других порядков нет (согласно п. 17 Постановления Правительства РФ №1097, к сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение. Другими словами, если у автошколы нет лицензии, значит профессиональное обучение не было пройдено и, следовательно, водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию. Именно на этом основании у несколько десятков граждан в Краснодарском крае решением суда были аннулированы водительские удостоверения. В соответствующем решении суда указано, что наличие водительского удостоверения, полученного с нарушением установленного порядка и предоставляющее право управлять транспортным средством – источником повышенной опасности, создает угрозу жизни, здоровью неопределенному кругу лиц – участников дорожного движения, нарушает их права и законные интересы – Ред.).

Что касается Департамента образования, признать свою ошибку они не спешат, так как при смене лицензии не выдали ее полностью, но вынуждены будут сделать это, поскольку их выводы при проверке противоречат их собственному приказу (представители Депобра уже официально ответили г-же Никоновой, что это не ошибка. Кроме того, об этом свидетельствует и официальный реестр лицензий Рособнадзора – Ред.).

А утверждение о том что ЦТПО осуществляет незаконную деятельность и выданные свидетельства являются недействительными, является заведомо преждевременным по сколько их таковыми никто не признал (и вновь смотрим опубликованный выше скриншот. Безусловно, точку в этом вопросе поставит прокуратура и суд. А портал «АвтоВзгляд» обещает следить за развитием ситуации – Ред.).

– Моя общественная работа в различных комиссиях, продолжает г-жа Никонова, – где решаются вопросы о проблемах школ и проблемах безопасности на дорога, вас должна интересовать больше. При этом моя работа в общественных структурах ни коим образом не связана с работой конкретного учреждения ЦПТО, так же как и я не являюсь руководителем этой организации (однако на официальном сайте ЦПТО в разделе «Руководящий состав» прямо указано, что Никонова Ольга Александровна является исполняющим директором организации, и именно ею подписан ряд договоров и свидетельств о прохождении обучения, имеющиеся в распоряжении редакции. Что касается общественной деятельности, то Ольга Александровна действительно много лет занимается обучением несовершеннолетних, только получается, что последний год и все дети подготовлены на водителей без лицензии – Ред.).

К тому же АНО «ЦПТО» не создавалось Минтрансом на базе ЮАШ (однако эта ссылка явно свидетельствует об обратном – Ред.).

А заканчивает г-жа Никонова свои объяснения пафосной фразой о том, что «информировать читателей на основании не проверенной информации и домыслов противоречит журналисткой этике. Кому-то очень завидно, что доносимые мной проблемы работы автошкол до структур власти внимательно рассматриваются и мнение учитывается». Пассаж, учитывая все выше изложенное, довольно странный, но, как говорится, из песни слов не выкенешь...

В публикации использованы иллюстрации в том числе и с официального сайта АНО «ЦПТО».