20652

Без колес: на какие машины будут вынуждены пересесть госслужащие

Служебные автопарки придется ликвидировать
При острейшем дефиците и дороговизне новых иномарок, запасы которых к тому же тают на глазах, абсолютно перед всеми госструктурами встала проблема обновления своих автопарков. В первую очередь она коснулась МВД и Минздрава, хотя и чиновники всех уровней и рангов рано или поздно будут вынуждены ее решать. Каким образом, выяснял портал «АвтоВгляд».
Поделиться
Изображение Без колес: на какие машины будут вынуждены пересесть госслужащие

Смена экономических полюсов и санкционное давление сильно отразились на служебном транспорте. Автопарки подразделений МВД, в прошлом с удовольствием «юзающие» Skoda Octavia и Hyundai Solaris, вдруг стали редеть. Причем проблемы обнаружились с поставками не только «корейцев» и «чехов», но и отечественных UAZ Patriot и LADA Granta.

Ситуации настолько острая, что в кулуарах силового блока уже поговаривают о крайних мерах типа мобилизации гражданских транспортных средств. Например, через конфискацию машин злостных нарушителей ПДД. А что? Политическая конъюнктура к этому располагает. Правда, появится проблема опознавательных маркировок, с которыми, кстати, с февраля тоже появились трудности. Хотя, конечно, еще остается надежда на параллельный импорт, но он вряд ли закроет все потребности ведомства.

А вот автопарки подстанций «Скорой помощи» оказались более подготовленными к санкционной турбулентности и даже «ударам под дых» от национальных производителей. С 2019 года государство заказывает спецтранспорт у российских ГАЗ и УАЗ. А в 2021 году на нужды врачей стала работать нижегородская компания «Швабе-СпецАвто», оснащающая необходимым оборудованием ряд моделей АВТОВАЗа и ГАЗа — все исключительно из отечественных комплектующих.

Разумеется, от удобных Ford Transit, FIAT Ducato, Peugeot Boxer — кстати, еще красовавшихся на международной выставке «Здравоохранение» в «Экспоцентре» в январе 2022 года — к началу второго квартала пришлось навсегда отказаться. Хотя «французы» и «американцы» гораздо удобнее для оснащения специальной медицинской техникой и надежнее в эксплуатации.

Вполне возможно, что расширять автопарки СМП в ближайшем будущем будут за счет Niva Travel, LADA Largus, «Газелей», «Соболей» и даже УАЗ «Профи» — если, конечно, производственные мощности автозаводов не подведут.Как и в случае с транспортом правоохранителей, есть надежды на параллельный импорт. Те же самые «Транзиты», «Дукато» и «Боксеры» могут частично вернуться. Но это уже, скорее всего, нарративы про доукомплектования конкретных станций «Скорой помощи».

Отдельного внимания заслуживает ротация чиновничьего транспорта. Еще в июне глава Минфина Антон Силуанов обещал пересадить государственных служащих на LADA для спасения ключевого игрока отрасли. И хотя летом 2022 года уже всем было понятно, что иномарки — будь то в служебном пользовании у чиновника или в личном хозяйстве — понемногу оставляют рынок РФ, функционеры не торопились расставаться с заграничным комфортом. А некоторые, как глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, и вовсе усомнились в необходимости пересаживаться на отечественные колеса.

Но, может быть, министр финансов погорячился. Во-первых, российская автопромышленность (и тогда, и особенно сейчас) просто не готова к подобным вызовам. Общее поголовье госслужащих — порядка 1,5 млн. человек. Треть из них автомобилизированы. А годовой объем выпуска АВТОВАЗА — 350 000 машин (хотя Тольятти обещает увеличить объем производства аж до 500 000).

Фото производителя.

Во-вторых, может быть, Силуанова неправильно поняли. «Лады» — это фигурально, пересаживать нужно на автомобили российской сборки. Тогда калининградские BMW, калужские Volkswagen и питерские Toyota вполне себе до недавних пор удовлетворяли импортозамещательные инициативы главы Минфина. Теперь, правда, и про них можно забыть.

Однако в отрасли поговаривают, что после тотального сворачивания локализованных предприятий и торможения производственных линий АВТОВАЗА, для функционеров низового звена остаются только «Гранты». И те, возможно, без пресловутых ABS, ESP и ЭУР. А во всех смыслах «крупные» госслужащие сохранят своих теплые сиденья в «Аурусах».

Но тут разворачивается настоящая драматургия. Среднее бюрократическое звено, ближе всех остальных принимающее концепцию импортозамещения, вдруг остается без транспорта. Ведь, с одной стороны, что бы там ни говорили любители всего «нашего», после «генезисов» никакая тебе LADA Vesta не подойдет (даже если ее выпуск благополучно возобновят). А с другой — отказываться от импортозамещения нынче моветон. Хотя тут могут помочь китайцы, ведь у наших нынешних соратников и партнеров есть вполне интересные авто для бюрократов.