527

Один «Соболь NN» против двух Sollers SF1: как сегодня выживают производители LCV

Два подхода к кризису продаж легкого коммерческого транспорта

Любят, ох любят наши покупатели получить что-то сейчас, а заплатить когда-нибудь потом. На российском автомобильном рынке это заметно особенно ярко. Так, в легковом сегменте по данным аналитиков более 70% всех сделок совершается в кредит. Конечно, многие ведутся на сладкие скидочные предложения, когда цена при кредитовании может быть снижена процентов на 10-12%. Но все же, большая часть потребителей, имея желание стать собственником нового авто, в моменте просто не обладает необходимой суммой для его покупки

Поделиться
Изображение Один «Соболь NN» против двух Sollers SF1: как сегодня выживают производители LCV

Еще интереснее — ситуация на рынке малотоннажных грузовичков. Абсолютное большинство таких машин покупается для перевозки в пространстве не себя любимого, а груза, доставка которого на постоянной основе сулит определенный доход, а порой даже и прибыль. Другими словами — это бизнес, в котором сам автомобиль становится главным активом для зарабатывания денег. Их наши перевозчики научились считать хорошо и понимают, что выплачивать всю сумму сразу — значит, выходить на чистую прибыль с задержкой на отбивание стоимости машины. Надо оно?

Похоже, что нет. По крайней мере статистика отечественного рынка LCV такова, что фактически абсолютное большинство фургонов и маленьких грузовичков в России покупается в кредит или в лизинг. Доля продаж в лоб за наличку —лишь 5-6%. Выглядит все классно — забираешь машину за копеечку, платишь взносы, получаешь выгоду и кладешь прибыль в карман.

Увы, нынешние внешние экономические условия в столь идеальную пищевую цепочку все активнее вносят коррективы. Словосочетание «ключевая ставка» за последние несколько лет уже набило оскомину, но именно ее резкое повышение до 21% осенью прошлого года, вкупе со скачками курсов валют напрямую поспособствовало столь же резкому падению коммерческого рынка.

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Конечно, сильнее всего это отразилось на сегменте тяжелых грузовиков, продажи которых упали более чем вполовину по отношению к прошлому году, но и «легкий» комтранс тоже пострадал — снижение продаж, по данным агентства «Автостат», на середину года составляло около 20%.

Произошла та самая заморозка: кто-то решил отложить запуск бизнеса, кто-то — перекантоваться на старой технике. В любом случае — подождать улучшения условий. Ведь даже с красивыми предложениями от дилеров дороговизна кредитов предостерегала от быстрой покупки.

Дальше — цепная реакция по инерции: заполнение складов у автопродавцов, снижение их потребности в новой технике, урезание производственных планов... Пострадали все — из российских производителей LCV, по сути, только компания Sollers не стала рубить с плеча и вводить на своих заводах четырехдневку, как это сделали летом те же КамАЗ и ГАЗ.

Очевидно, не начни Центробанк снижение «ключа», последствия могли стать вообще необратимыми. Благо — этого не случилось. После провала первой половины года в поведении рынка наметилась позитивная тенденция. По крайней мере, продажи у Группы «ГАЗ» и «Соллерс», которые, по сути, и держат рынок LCV в России, стабилизировались.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Появились новые интересные кредитные предложения и программы. Причем, если у нижегородцев речь идет о сниженной до 9-10% кредитной ставке, то Sollers на некоторые свои модели и вовсе стал предлагать практически беспроцентную (0,01%) рассрочку.

Подходы автогигантов к работе в кризисное время вообще интересно сравнить. Например, главной новинкой нижегородцев в этом году стал полноприводный «Соболь NN». Уникальный по своим характеристикам и в целом нужный нашему рынку автомобиль уже вовсю мелькает на улицах — но лишь на рекламных билбордах. Увы, при цене почти в 4 млн рублей столь нишевый аппарат могут позволить себе единицы.

«Соллерс» пошел по другому пути. Весной в Елабуге начали выпуск компактного городского фургона Sollers SF1. Он не лишен недостатков (например, вопросы вызывает подъемная задняя дверь), но отлично оснащен, а главное — за цену одного полноприводного «Соболя» можно купить целых два SF1.

Цена стартует с отметки в 1,99 млн, а в гамме скоро появятся и грузопассажирский вариант, и даже минивэн — нужные рынку прямо сейчас машины за адекватные деньги. Подход дает свои плоды — дилеры не успевают выставлять фургоны в шоурумах: утром они приходят с завода, а вечером на них уже уезжают клиенты. Тем временем, в программе ГАЗа автомобиля подобного формфактора пока просто нет...

Конечно, будучи лидером рынка малотоннажников в России, нижегородцам непросто принимать быстрые решения — очевидно, что тот же полноприводный «Соболь» должен был выйти на рынок до февраля 2022 года, ну а сейчас от него просто не стали отказываться. Однако в сложные времена именно гибкость и чувство рынка определяет успешность в продажах.

Фото: Sergey Elagin/globallookpress.com
Фото: Sergey Elagin/globallookpress.com

Что же до дальнейших прогнозов, то в нашем понимании восстановление рынка малотоннажников даже с дальнейшим снижением ставки станет долгим и непростым процессом. Нынешний год уже можно считать провальным, и если продажи LCV в 2026 достигнут хотя бы результатов 2024-го — лишь тогда можно будет говорить о рыночном восстановлении.

— Экономические проблемы на рынке — это новый вызов для всей нашей команды, — комментирует порталу «АвтоВзгляд» ситуацию директор по продажам и маркетингу компании «Соллерс» Марат Шарапов. — Мы строим оптимальную стратегию работы в ценовой политике и в планировании запуска новых моделей. Стабилизация рынка для нас — это опорная точка для дальнейшего роста.

Весной мы вывели на рынок Sollers SF1 — отлично оснащенный компактный городской фургон по привлекательной цене. Совсем скоро обновим наш флагман, запускаем продажи универсального Sollers SF5 — сразу с автоматической коробкой передач с гидротрансформатором. Ну а к концу года в нашей гамме также появится более крупный Sollers SF7 полной массой до 5 тонн. Тем самым, гамма наших LCV полностью закроет потребности сегмента...