75753

Как пользоваться кондиционером в машине, чтобы не задохнуться от жары и вони

Разбираемся, почему не работает «кондер»
Наступление первых теплых весенних деньков напоминает о том, что лето не за горами и пора начать подготовку машины к летнему сезону путешествий. В том числе проверить, в порядке ли кондиционер. Портал «АвтоВзгляд» разобрался, как это сделать с минимальными потерями времени и денег...
Изображение Как пользоваться кондиционером в машине, чтобы не задохнуться от жары и вони

В непростых экономических условиях, в которых мы сегодня находимся, вполне понятно стремление автомобилистов сэкономить. Но экономия на обслуживании системы кондиционирования в реальности нередко выходит боком и может привести к поломке системы и уже «большому» ремонту. Такие поломки случаются с завидной регулярностью, а основными причинами, по мнению мастеров и экспертов сервисных центров, оказываются неправильные действия самих автовладельцев, которые не уделили достаточного внимания выбору квалифицированных специалистов для обслуживания «кондера». Здесь мы в очередной раз вынуждены напомнить набившую оскомину истину: только регулярное техническое обслуживание холодильного агрегата, как, впрочем, и любой другой системы автомобиля, способно продлить его ресурс и предотвратить дорогостоящий ремонт. Более того, как отмечают специалисты, при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании все его узлы будут функционировать без поломок в течение всего срока службы автомобиля.

Да, конечно, расценки в сервисе «у дяди Васи» действительно могут быть низкими, но и качество работ – аналогичным. Вы сомневаетесь? А вот эксперты утверждают обратное: проблема некачественного техобслуживания сегодня актуальна, как никогда. Так, например, специалисты авторизованных российских сервис-центров Denso отмечают, что в последнее время заметно выросла доля обращений автолюбителей, ставших жертвами неквалифицированного обслуживания в гаражных мастерских. Кстати, частная мастерская и выглядеть может аккуратной, и даже выполнять весь комплекс работ по обслуживанию климатических систем, но это никак не гарантирует, что после замены компрессора в такой мастерской последний вдруг внезапно не сломается. А таких случаев – сотни. Причина – грубейшее нарушение технологии промывки системы в силу недостаточной квалификации или желания сэкономить время. В частности, в ходе этой процедуры мастер должен демонтировать расширительный клапан, а для этого нужно частично разобрать приборную панель, что достаточно затратно по времени. В итоге в системе остается сольвент, который без снятия клапана полностью удалить невозможно. Попадая в компрессор, сольвент удаляет масляную пленку, и тот выходит из строя практически мгновенно. И если этот агрегат был куплен вами, то мастер, который на 100% виноват в поломке, в ответ на претензии ответит просто: мол, это вы сами привезли мне дефектный компрессор.

Говоря о гаражных сервисах, стоит отметить еще одну важную проблему — едва ли не повсеместное использование на таких станциях низкокачественного хладагента. Такое происходит из-за того, что газоанализатор, которым можно еще на этапе покупки проверить состав, стоит очень дорого и для мелких компаний просто недоступен. А между тем некачественный хладагент способствует созданию избыточного давления, что вызывает повышенную нагрузку на компрессор и снижает его ресурс. К тому же, использование плохого хладагента резко ухудшает систему смазки компрессора. Какие же дефекты чаще всего появляются при неправильном или несвоевременном обслуживании автомобильного кондиционера?

По статистике российских авторизованных сервисных центров Denso, основная проблема связана с разгерметизацией системы: это утечки на магистрали, в уплотнениях, дефекты радиатора кондиционера и т. п. Она чаще всего проявляется на автомобилях старше 5 лет и связана с естественным износом компонентов системы. Если утечка возникает на более молодой машине, то она, скорее всего, спровоцирована «механическими» причинами, связанными, например, с коррозией радиатора кондиционера, повреждением магистрали и т. д.

Также достаточно часто проблемы связаны с плохой работой самого компрессора. Он либо не качает, либо создает избыточное давление. Последнее в основном происходит из-за грязных конденсаторов (радиаторов кондиционера). Данная проблема весьма характерна для центральных регионов России и крупных городов. Дело в том, что во время эксплуатации конденсаторы основательно забиваются пылью, пухом, насекомыми и прочей грязью, ламели у них достаточно узкие — в итоге значительно ухудшается теплоотдача.

К слову, указанная проблема может возникать даже на сравнительно молодых (2–3 года) автомобилях. Устраняется она, как правило, за счет промывки радиатора кондиционера либо, если промывка не помогла, путем его замены. Замена практикуется чаще потому, что ламели на современных теплообменниках очень тонкие и качественно промыть радиатор практически невозможно. Также важно не забыть заменить ресивер-осушитель при замене компрессора кондиционера.

Не стоит забывать и о таком распространенном виде дефектов, как неисправность вентилятора конденсатора.

На что следует обратить внимание при эксплуатации системы кондиционирования? Здесь, советуют специалисты компании Denso, крупнейшего мирового производителя автомобильных систем кондиционирования, важно соблюдать пару простых правил. Прежде всего, это поддержание в чистоте всех радиаторов: и системы охлаждения, и кондиционера, и интеркулера, если таковой имеется. Безусловно, важным аспектом обслуживания системы кондиционирования является ее регулярная антисептическая обработка с заменой фильтра салона. Если этого не делать, в салоне может появиться неприятный запах, кроме того, у водителя в таких случаях резко повышается риск подцепить респираторное заболевание. Процедуру дезинфекции желательно проводить два раза в год. Это недорогая операция, помимо прочего, она позволяет проверить объем хладагента (в том количестве, который регламентирован производителем) и при необходимости довести его до нормативного значения.

Не забывайте: у большинства современных машин компрессоры кондиционера имеют постоянный привод, поэтому «крутятся» всегда, даже когда в системе нет хладагента! А если хладагента мало, то компрессор не смазывается маслом так, как нужно, и, соответственно, изнашивается значительно быстрее. Именно поэтому очень важно ежегодно проводить техобслуживание системы кондиционирования, причем делать это надо исключительно в авторизованных сервис-центрах.