На момент начала СВО в распоряжении ВСУ находилось не более 350 «живых» 2С1. Большинство из них досталось бандеровцам после развала СССР. Еще несколько десятков они закупили в странах бывшего соцлагеря. Новые машины, повторим, не выпускались, хотя до 1991 года эти САУ штамповал в интересах Советской армии «Харьковский тракторный завод».
И достаточно большое их количество 122-мм калибра оставалось в странах бывшего Варшавского договора. Польша, кстати, в свое время даже выпускала лицензионные копии под наименованием 2С1М Goździk. Известно, что пшеки (только по официальным данным) отправили хохлам после начала нашей спецоперации не менее 200 единиц таких гаубиц.
А сколько их там уехало на Украину на самом деле — известно лишь специалистам военных разведок. Можно вспомнить также о наличии 90 «Гвоздик» у Чехии, более 70 — у Финляндии и какого-то числа у Словакии и государствах бывшей Югославии. У ВС Болгарии к моменту начала СВО числились порядка 55 «Гвоздик», а на складах хранения находилось, по разным оценкам еще 400-500 штук! И все эти страны уж наверняка не упустили возможности «слить» бандеровцам свои запасы.
Ведь 122-мм «советское» орудие явно не вписывается в натовские стандарты единого гаубичного 155-мм калибра. Таким образом, общую численность парка «Гвоздик», оказавшихся в распоряжении ВСУ, можно оценить как минимум в 700 единиц. Это действительно много. И сопоставимо с объемами поставок в «незалежную» натовских БМП! Только последние лезут в самое пекло переднего края, где по ним долбит все и вся, вплоть до ручных гранатометов.
А гаубицы, в том числе и 2С1, прячутся на серьезном удалении от передовой. Их противник может достать только либо своей дальнобойной артиллерией (включая реактивную), либо дронами-камикадзе. То есть потери гаубиц, по идее, должны быть намного ниже, чем потери среди БТР. Так что «Гвоздик» хохлу должно (теоретически) хватить еще надолго.
Старт созданию 2С1 «Гвоздика» был дан в 1967-м. Через три года самоходку уже приняли на вооружение армии СССР. Ходовую часть и корпус позаимствовали у гусеничного артиллерийского тягача МТ-ЛБ, удлинив «исходник» на один каток. Во вращающейся башне разместили качающуюся часть буксируемой 122-мм гаубицы Д-30.
Габариты боевой машины составили 7,26х2,85х2,73 метра. Боевая масса — около 16 тонн. И еще самоходка получила способность плавать. При этом ее защищенность осталась на примерно том же уровне, что и у МТ-ЛБ: стальная катаная броня толщиной 7-20 мм. Она может противостоять лишь пулям, выпущенным из стрелкового оружия.
Рабочее место мехвода расположено тут в передней левой части корпуса. Справа от него размещен 300-сильный дизель, способный разогнать САУ до 60 км/ч по ровной дороге. Остальные три члена экипажа — наводчик, заряжающий и командир — сидят в башне. 122-мм орудие самоходки имеет раздельно-гильзовый тип заряжания. Стандартным осколочно-фугасным снарядом она может стрелять на дистанцию до 15 км. Возимый боекомплект — до 40 выстрелов.
Судя по разным источникам, только подтвержденные потери украинцев составили 180 единиц 2С1 с начала СВО. Реальная же их убыль наверняка выше. Но все равно она явно кратно меньше, чем вероятные остатки имеющегося в парке хохла самоходок такого типа. Так что российскому солдату еще предстоит жечь и жечь бандеровские «цветочки».
Рано или поздно они же закончатся! Тем более, что невысокая максимальная дальность стрельбы орудия «Гвоздик» (15 км) вынуждает подводить их близко к линии боевого соприкосновения. А поскольку современные ударные дроны в состоянии поражать цели на расстояниях в 20-25 км от оператора, выживаемость хохлятских 2С1 в таких условиях постоянно стремится к нулю.