6026

ВОССТАВШИЕ ИЗ ПЕПЛА

Опубликованный в 26-м номере “МКмобиля” материал “Ижесожжение” вызвал буквально ажиотажный читательский отклик: на редакцию обрушился шквал телефонных звонков. Кто-то говорил, что мужик, мол, молодец. Другие советовали поджигателю пройти курс психотерапии. Но самое парадоксальное, что больше всего звонков поступило в защиту “Оды” и непосредственно Ижевского автозавода! И, как показало наше журналистское расследование, не напрасно...
Поделиться

Опубликованный в 26-м номере “МКмобиля” материал “Ижесожжение” вызвал буквально ажиотажный читательский отклик: на редакцию обрушился шквал телефонных звонков. Кто-то говорил, что мужик, мол, молодец. Другие советовали поджигателю пройти курс психотерапии. Но самое парадоксальное, что больше всего звонков поступило в защиту “Оды” и непосредственно Ижевского автозавода! И, как показало наше журналистское расследование, не напрасно...

Завод “Ижмаш-Авто” — одно самых старейших автомобильных предприятий России. Более 35 лет назад с его конвейера сошел первый автомобиль. До сих пор на дорогах встречаются “бодренькие” 412-е “Москвичи” ижевской сборки. По своему качеству они нисколько не уступали столичным собратьям, даже в чем-то их превосходили. С началом перестройки завод потихоньку начал загибаться и в 1997 году практически полностью остановил производство. И если бы вовремя не подоспели инвесторы, “ИЖ-Авто” в новом тысячелетии наверняка бы не существовало, как не существует сейчас АО “Москвич”.

Точкой отсчета новой страницы истории “ИЖ-Авто” стал приход на предприятие новой команды менеджеров, которая сумела привлечь инвестиции и внедрить новые методы хозяйствования и управления. Положительные результаты стали очевидны уже в первой половине 2000 года.

Первым шагом нового руководства стала организация доукомплектования 1,8 тысячи автомобилей, скопившихся ранее на заводской парковке (запчасти пришлось разыскивать по всему заводу, все склады буквально вывернули наизнанку). Затем в самые короткие сроки свели до нуля накопившиеся за прежние годы задолженности по заработной плате перед сотрудниками предприятия. С июня 2000 года выпуск автомобилей увеличился до 2—3 тысяч в месяц. В общей сложности за девять месяцев 2000 года “ИЖ-Авто” произвел 17,1 тыс. автомобилей — больше, чем за весь 1999 год.

Наступление на регионы

В 2001-м “ИЖ-Авто” начинает продвижение автомобильной продукции на региональные рынки. Больше чем в двадцати регионах России открываются пункты продажи и сервисного обслуживания автомобилей ИЖ. Особый успех — реализация контрактов на поставки ижевских автомобилей в Египет и Латинскую Америку. Этот год отмечен также существенным ростом объемов производства, началом выпуска автомобилей ВАЗ-2106 и Гран-при журнала “За рулем” в номинации “Прорыв года” на Пятом международном московском автосалоне. В середине года к модельному ряду ИЖ добавлен выпуск автомобилей ВАЗ-2106. Всего в 2001 году с конвейера ижевского автозавода сошло 47 тысяч 770 автомобилей. А за первое полугодие 2002 года реализовано уже более 60 000 машин. Одно из приоритетных направлений развития “ИЖ-Авто” заключается в восстановлении фирменной сети станций технического обслуживания. Сегодня количество фирменных СТО на территории России приблизилось к уровню 80-х годов — в стране действуют около 120 станций техобслуживания автомобилей семейства ИЖ. Параллельно ведется работа по возобновлению гарантийного обслуживания автомобилей ИЖ в странах ближнего зарубежья.

В 2001 году на “ИЖ-Авто” начинает реализовываться Программа повышения качества продукции. В ней предусмотрен контроль над качеством работы на всех стадиях производства: от получения сырья до процесса сборки автомобиля. Создается новое структурное подразделение — Управление качества продукции. В его праве — приостановка отправки готовой продукции потребителям, если она не соответствует установленным требованиям или нарушается технологический процесс изготовления. Директору по качеству делегируется право запрещать использование в производстве сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента, не обеспечивающих выпуск качественной продукции.

Система контроля качества включает в себя 9 этапов, на каждом из которых применяются современные методы проверки выпускаемой продукции: контроль геометрии заготовок и лабораторный анализ материалов, операционный и стендово-испытательный контроль, выходной контроль. 100% автомобилей проходят рабочие лабораторные испытания обкатом до 10 км на стенде и треке, испытания на соответствие характеристик двигателя, тормозов, работоспособности узлов и приборов. Для оперативного принятия решений по потребительским претензиям в структуру Управления качества продукции включено Бюро по работе с гарантийными станциями. В рамках Программы повышения качества проведена реорганизация сборочного производства. Ответственность за качественный труд возложена на непосредственных исполнителей. Личная ответственность сборщика прописана отдельной строкой в коллективном договоре. Каждый рабочий “ИЖ-Авто” получил так называемый Паспорт качества труда. Этот документ учитывает квалификацию работника, а также содержит оценку качества труда. В Паспорте отмечаются все нарушения, допущенные его обладателем когда-либо. На каждый автомобиль заведена карта сборки, на которой проставлены личные подписи и штампы старшего рабочего каждого из сборочных постов. Во время проведения аудита автомобиля при обнаружении дефекта к виновному могут быть применены самые суровые санкции.

Одним словом, на предприятии делается многое, чтобы потребитель получил хорошую машину. Да, до идеала еще далековато, однако кто сказал, что он недостижим?

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Владимир КУВАЕВ, инженер:

— Мой Иж-2126-20 с мотором УЗАМ-3317 объемом 1,7 литра был выпущен в конце января 2001 года (еще до введения оцинковки), а куплен в середине февраля за $2600. Сразу стоит сказать о качестве сборки и окраски. Оно весьма неплохое для отечественной машины, по крайней мере, не хуже “жигулевского”. Кстати, пока ржавых “паучков” на кузове нет. По дороге из автосалона невольно сравнивал машину с “сорок первым”, обладателем которого я был. Понравился острый руль и отличная маневренность, очень полезная в городской тесноте. Неплохой мотор — несколько раз при разгоне по ошибке включал вместо третьей передачи пятую, и ничего, “уфимец” уверенно вытягивал машину с 1500 оборотов даже без намека на детонацию.

Теперь о неисправностях. Омская коробка передач с рождения шумела на холостом ходу и подвывала на второй передаче. Как выяснилось из опросов других “ижевладельцев”, это встречается и даже не считается дефектом — так, особенность конструкции. К третьей тысяче шум стал заметно тише. Судя по всему, шестерни постепенно приработались. Несмотря на то, что алгоритм включения задней передачи здесь не отличается от “Жигулей”, “воткнуть” ее в первый раз удалось лишь минуты через три. Потом дело пошло веселее, и через пару дней усердных тренировок она уже включалась с первой попытки. Вскоре внезапно возникла вибрация при движении на всех передачах. К концу первой тысячи км сзади стали раздаваться глухие удары при разгоне и торможении. Делать нечего, пришлось ехать на гарантийку. Дефект оказался простым — ослабло крепление кронштейнов продольных рычагов заднего моста к кузову. Вот и причина непонятных вибраций — периодически мост перекашивался и зависал в этом положении до очередной ямы. При ТО-1 регулировка клапанов не потребовалась (зазоры были в норме), зато пришлось подтягивать практически все гайки и болты на двигателе. Впрочем, эта процедура предусмотрена инструкцией, так что претензий к заводу нет.

Были еще кое-какие мелочи: кривая крышка бардачка с заедающей защелкой, неотрегулированный замок правой двери и подрулевой переключатель, норовящий сам переключиться на дальний свет при включении поворотников. Впрочем, даже если подсчитать стоимость устранения всех вышеперечисленных дефектов в негарантийном сервисе, то она не превысит $200 — совсем немного за полтора года эксплуатации. Так что если по большому счету — я машиной доволен, а указанные выше недостатки — не повод сжигать автомобиль, как это сделал мой подмосковный брат-водитель. Ведь в конце концов все без исключения отечественные автомобили требуют от владельца приложения рук. И, думаю, покупая “Волгу”, “Ладу”, “Оку” или Иж, человек знает на что идет.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Александр РОСИНСКИЙ,

начальник отдела качества готовой продукции ОАО “ИЖ-Авто”:

— Да, у нас были проблемы при изготовлении редукторов заднего моста с термической и механической обработкой деталей. Но уже девять месяцев назад все эти вопросы мы решили. Установлено новое оборудование и налажен жесткий контроль. Абсолютно все редукторы проходят тест на стенде. При испытании редуктор проверяется не только на соответствие всем механическим параметрам, но и производятся замеры по наружному шуму.

По нашей статистике, примерно один из 300 агрегатов после прохождения шумовой камеры возвращается на доводку. Параметры остальных укладываются в норму — наружный шум не превышает 82—85 Дб.

Три месяца назад наше руководство обязало всех официальных дилеров ежемесячно составлять отчеты о выявленных неисправностях машин при гарантийном техобслуживании. Как показала практика, это дает возможность заводу оперативно реагировать и предпринимать соответствующие шаги по устранению неполадок. Поэтому на предприятии сегодня установлен очень жесткий контроль за качеством продукции.

Что касается случая с поджогом нашего автомобиля, об этом могу лишь сожалеть. Если бы у автовладелеца не сдали нервы и он обратился в официальное представительство завода в Москве, редуктор в машине безусловно заменили. А неисправный узел отправился бы к экспертам.

Мария ЛЕКАРЕВА-БОЗЕНЕНКОВА,

кандидат психологических наук, исполнительный директор Института гештальта и психодрамы:

— Поступок человека, который в знак протеста против неисправного автомобиля сжигает его, конечно, не совсем нормален. Однако не видя его и не побеседовав, нельзя сказать о типе его личности. Можно только дать оценку поступку и охарактеризовать человека, который гипотетически мог бы его совершить.

Такой человек по крайней мере социально вменяем: хорошо, что он не взорвал автомобиль под окнами дома, а отогнал его в безопасное место, на пустырь. Человек мог быть в состоянии аффекта, но это чувство направлено не на окружающих и их имущество, а на вещь, принадлежащую ему. Это аутоагрессия — так он наказывает себя. Он бескомпромиссен и не ищет сотрудничества. Сам по себе поступок деструктивен, но сейчас распространены подобные формы протеста. Такие люди склонны к театральным эффектам. Они хотят привлечь к себе внимание, повысив таким образом свою значимость в собственных же глазах.



Александр ВИШНЕПОЛЬСКИЙ,

директор московского представительства “СОК Авто”:

— Практически все автомобили Иж-2126 “Ода”, продаваемые в столичных автосалонах, поступают в Москву через единый центр представительства “СОК Авто”. При подписании договоров о сотрудничестве своим коммерческим партнерам мы ставим два обязательных условия.

Первое — автосалон обязан в полном объеме осуществить предпродажную подготовку автомобиля. Пока наш сотрудник лично не удостоверится в том, что у автомагазина есть соответствующее оборудование и специализированное место для проведения всего комплекса работ, о совместном бизнесе не может идти даже речи. При кажущейся простоте процесса подготовки машины к продаже дело это достаточно трудоемкое и сопряжено с дополнительными финансовыми затратами. Мы регулярно контролируем качество подготовительных работ партнерами и на сегодня серьезных нареканий с нашей стороны к ним нет. Второе непременное условие — автосалон обязан гарантировать “СОК Авто”, что цена машины, указанная в рекламе, должна соответствовать реальной. В последнее время ради привлечения клиентов некоторые автомагазины умышленно в своих рекламных объявлениях занижают цены на продаваемые автомобили. Понятно, что для “СОК Авто” такой подход к работе несовместим с понятием честного бизнеса и с такими горе-продавцами мы прощаемся незамедлительно. К сожалению, в России довольно уверенно чувствуют себя так называемые серые, неофициальные дилеры. И продажи через них Иж “Ода” — не исключение. Покупатели должны приобретать автомобиль у солидных, серьезных компаний. Только тогда они будут застрахованы от покупки некондиционной машины. И, кроме того, не станут жертвами того отвратительного “гарантийного” обслуживания, с которым столкнулся владелец Ижа, сжегший свою машину. Например, каждый уважающий себя гарантийный автосервис, даже если он не имеет свою эвакуационную службу, всегда возмещает все расходы клиента по доставке неисправного авто к месту ремонта. К тому же реальная цена ТО-1 Иж “Ода” составляет 1000—1500 рублей, а не 3500 “деревянных”, которые отдал отчаявшийся автовладелец. Это же явная обдираловка! Кроме того, сервис, в котором ремонтировал свой автомобиль “ижеподжигатель”, не значится в официальных списках техстанций гарантийного обслуживания ОАО “Иж-Авто”. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что сожженный Иж не проходил соответствующую предпродажную подготовку.

По нашему глубокому убеждению, нечестные продавцы автомобилей не могут быть партнерами “СОК Авто”, поскольку они не в состоянии гарантировать выполнение всех наших требований.