3347

ЛЕНИН СЯДЕТ В АВТО ПРЕСЛИ

Автомобильная карма Марии Арбатовой
Мария Арбатова назначила мне встречу в клубе “Автоамерика”. Оказалось, что времени для беседы у нас не так уж и много: она была приглашена в одно из ночных заведений на дегустацию меню нового повара. Туда мы поехали вместе.
Поделиться

Мария Арбатова назначила мне встречу в клубе “Автоамерика”. Оказалось, что времени для беседы у нас не так уж и много: она была приглашена в одно из ночных заведений на дегустацию меню нового повара. Туда мы поехали вместе.

И как поехали!..

На белом Chevrolet Impala 1958 года, с открытым верхом. Только что восстановлен, правда, электрика еще глючит. Было прохладно, но закрываться крышей не хотелось. Мы ехали по Садовому кольцу, на наш линкор все заглядывались. Справа с нами вровень едут инспектора ДПС, говорят, на нашем лайнере ни стопы, ни поворотники не работают. Ну вот, не успели выехать... Будьте, говорят, осторожнее, счастливо. И отдали честь. Мы им тоже помахали. Все-таки славные у нас гаишники. И что теперь делать, оборачиваться и подавать знаки идущим сзади? Умора. Помню, как развлекался маленький сын у меня на заднем сиденье, когда в пробке на Ленинградке машины продвигались рывками. Встал на сиденье на коленки, начал заднему показывать руками и приговаривать: так-так-так, вперед-вперед... стоп! Поехал-поехал... стоп! Тот сзади запарился: мальчонка делал знаки в такт движению, и получалось, что мужик в точности выполняет его команды. Обхохочешься.

Едем дальше, никто близко не подъезжает, вдруг из окна машины в соседнем ряду высовывается матюгальник. “Какого года?” — кричит. “Машина или пассажирки? А впрочем, мы почти все одногодки”. На парковке у клуба для такого экземпляра выделили тротуар. Кухня была так себе. Но прогулка по ночной Москве в шикарном кабриолете явно удалась.

— Мария, я знаю, что сами вы машину не водите, но постоянно слышу ваше имя в связи с каким-либо автомобильным мероприятием.

— Вообще-то у меня есть и права, и машины бывали разные. Просто вызывает ужас мысль, что стукнусь и придется терять время на “разбор полетов”. Это меня и отталкивает. Например, я очень люблю лошадей, но если бы сказали, что я должна буду эту лошадь чистить, кормить, убирать за ней, я бы сказала, что кататься не стану.

Я не вожу машину, мне лень. Было много машин с автоматическими коробками, у меня правая нога не совсем здорова, с “автоматом” комфортнее. А перед выборами мне дали машину с водителем. Он же был и охранником, с пистолетом. Сейчас я езжу на такси или на ребенке (сыновьям по 25 лет. — Авт.).

— Вы не любите автомобиль до такой степени, чтобы самой водить, откуда же эти автопробеги с вашим именем?

— А черт его знает, просто так получается, карма такая. У меня много друзей-автомобилистов. Вот, например, Леонид — один из них. Какое-то время я была председателем жюри шуточного ралли звезд. Девочки приезжали на своих машинах. Штурманами были мальчики, тоже звезды. Побеждали Ира Салтыкова, Лолита. Весело было, клево.

— А что связано с пробегом на грузовиках?

— Вы, наверное, имеете в виду автопробег в Красноярск? Однажды мы сидели с Леней, болтали-болтали и подумали: вот бы проехать на автомобилях всю Россию, за Уральские горы. Помню, в 1991 году был замечательный проект: “Караван культуры” — на поезде по России. Молодые деятели культуры — за новую нравственность. Впечатления незабываемые! Ведь у человека, живущего в столице, нет ощущения своей страны. Мы любим шутить, что основным недостатком Москвы является то, что она со всех сторон окружена Россией. Я — квасная патриотка. Когда приезжаю куда-нибудь, например, в Липецк, представляю: привезти бы сюда целую шеренгу звезд, чтобы их понюхали, потрогали. Пусть звезды посмотрят, что представляет собой страна, в которой они живут. Мы хотели организовать такой пробег, чтобы нам было весело, взять с собой детей, друзей.

— Но это же месяц по крайней мере?

— Потраченное время вернется сторицей, это огромное информационное поле, жизнь раздвигается. Небеса воздадут.

— Говорят, ваша любимая машина — “Волга”. Действительно она?

— Да, мне нравится ее форма. Я люблю большие машины. Когда мы задумали пробег, было много предложений от иностранных спонсоров, от “Ford”, “Chrysler”. Но мы решили раскрутить своих производителей и выбрали завод ГАЗ. Они много обещали: машины, корабли, космические ракеты, только чтобы c надписью “Волга”. Пробег должен был состояться в сентябре, но они нас подвели. Кинули. Мероприятие перенесли на весну, но теперь спонсировать его будут уже иностранцы. Одна охрана сколько стоит! Если ехать без нее — машины разворуют, звезд убьют. Если уж подъедет фура и из нее вылезут автоматчики, надо, чтобы их встретили грамотные стволы. Нам уже начали помогать администрация, Совет федерации. Депутаты передрались, чтобы ехать с нами.

— Что-то было слышно про пробег на грузовиках...

— Это он и есть. Туда звезды поедут на машинах, а обратно — на самолете, автомобили погрузят на трейлеры. Кроме того, в Красноярск грузовики повезут раритетные авто, которые просто не пройдут своим ходом 5 тысяч километров. Пусть жители провинции увидят красочный карнавал, пусть у них будет праздник. Пробег возглавит “антилопа Гну”, принадлежащая “Автоамерике” (та самая, на которой катались по Садовому кольцу. — Авт.). В машины посадим двойников Ленина, Пресли. У маленького городка на трассе останавливаемся — устраиваем представление. Конечно, мы это сделаем. Ребята, которые туда собирались, выступали у меня на дне рождения: Петя Подгородецкий, Влад Сташевский.

— А все-таки как-то еще вы связаны с клубом “Автоамерика”?

— Мне очень нравятся американские автомобили, они большие и надежные, притом что я не люблю Америку и американский образ жизни.

— Вы практикуете как психоаналитик. Вам женщины жалуются на дискриминацию по поводу владения и вождения автомобиля?

— Да, конечно. Все мои клиентки — женщины высокого социального статуса, обеспечивающие себя сами, причем очень неплохо. Уж если они жалуются, то можно представить, что происходит с остальными.

Россия — страна патриархальная, хотя женщина в ней самая социализированная. Привычно видеть ее на тракторе, а не в дорогом автомобиле. Женщины сталкиваются с серьезной проблемой аварий от мужского амбициозного поведения. Мужчин ломает, когда женщина едет на дорогой машине. Мне вспоминается конференция в Германии, на которой обсуждалась проблема турецких гастарбайтеров. Они постоянно насилуют немок, просто чума какая-то. Этих турок-насильников собирают в психологической лаборатории, проверяют на предмет возбуждения. Показывают сексуальные стимулы, ароматические и т.д. Смотрят, нужны ли им эти женщины как сексуальный объект. Выясняется, что не нужны. А возбуждает их то, что те идут в короткой юбке или шортах.

— А короткая юбка — не сексуальный стимул?

— Нет, это социальный возбудитель. В Германии у турка, смотрящего на голые женские ноги, сносит крышу. Для него в тот момент остаться моделью своей культуры — значит опустить “белую” женщину.

Та же проблема возникает на дорогах, когда женщина едет на дорогой машине. Одна пациентка рассказывала: ездила на девятке, мужчины с ней заигрывали гораздо чаще. Когда пересела в BMW, это прекратилось. Все мужики смотрят ненавидящими глазами, и никакого сексуального контакта не получается. Наши мужчины привыкли следовать определенным сложившимся правилам. Но за последние десять лет все резко поменялось. Мы быстрее приспособились, а они до сих пор не могут привыкнуть, что женщина тоже может ездить на дорогих машинах, причем сама ее заработать. Для мужчин из дешевых машин такая — однозначно проститутка, и включается весь набор подрезаний, непусканий.

Недавно моя подруга на Audi ТТ попала в жуткую аварию. Перед светофором один идиот пошел по встречной ей в лоб. Удар был такой, что у нее в багажнике взорвались банки с собачьим кормом. После удара машину развернуло, и стало непонятно, кто виноват. Гаишники бросились к ней: ты что, пьяная? Им не пришло в голову, что виноват мужик.

— В страховых компаниях женщинам дают скидки за безаварийную езду...

— С условиями входа в рынок женская психика справилась легче. Опросы показывают, что доход среднестатистической россиянки в полтора раза выше дохода среднестатистического россиянина. Только 12 процентов мужчин платят алименты своим детям. Женщины не могут мало зарабатывать, иначе они не поднимут это поколение. Мужчины не готовы к тому, что раньше они покупали женщин, а теперь хрен их купишь, она сама кого хочешь купит. Ну, конечно, есть контингент на Тверской...

Женщина смотрит уже не на то, сколько у мужчины в кошельке, а на то, как он вписывается в ее жизнь. Сейчас пошли другие тесты: на личностные качества, на сексуальную состоятельность, на способность быть рядом. Совсем недавно в России был дефицит мужчин, сейчас все нормально. Из-за сумасшедшего количества мигрантов впору вводить закон о многомужестве. Наше поколение воспитывалось на фольклоре мам и бабушек. У них действительно мужчин не хватало, они попали в демографическую дыру из-за войн и революций, они и нам это вдалбливали. Но я точно помню, что у нас в классе всегда было больше мальчиков. Откуда в наших мужчинах столько агрессии? Когда разговариваешь с ними по одному — нормально, но когда их много...

…Вот так же и мужчины. Начнут разговор об автомобилях, а через пять минут переведут на женщин.